Наталья Конаныхина
Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре с целью сохранения, укрепления здоровья детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства закладываются основы сознательного стремления ребенка к здоровому образу жизни, познанию самого себя, формированию, укреплению и сохранению культуры здоровья. Педагоги детского сада целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут новые современные методы, приемы и подходы, соответствующие возрасту дошкольников и их индивидуальным особенностям и потребностям.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Логопедия. Работа логопеда
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
В связи с ростом количества детей с речевыми нарушениями и тяжелой эпидемиологической ситуацией в стране, распространением вируса актуальным стала разработка проекта «Будь здоров!».
Мы разработали и реализуем проект «Будь здоров!» с использованием здоровьесберегающих технологий в интегрированной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре». Целью проекта является укрепление, сохранение и формирование не только физического, но и речевого здоровья.
Проект «Будь здоров!» разработан для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 6- 7 лет на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет, парциальной программы «Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР с 4-7 лет», программой оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья».
Цель данного проекта - укрепление, сохранение и формирование физического, и речевого здоровья через игру, образовательные ситуации и технологии, досуги и развлечения, приобщающие детей к пониманию и применению в различных видах деятельности понятия «здоровый образ жизни»; развитие взаимодействия, сотрудничества и партнёрских отношений детей, педагогов и родителей.
Модуль проекта для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) состоит из двух блоков – «Физическое здоровье», «Речевое здоровье». Для детей они стали двумя царствами, которые находятся на планете Здоровья. За блок «Физическое здоровье» отвечает инструктор по физической культуре – это физкультурные досуги. За блок «Речевое здоровье» отвечает учитель-логопед – это логопедические занятия на темы ЗОЖ.
Участниками программы являются дети, педагоги и родители.
В содержание проекта «Будь здоров!» вошли следующие образовательные технологии:
– личностно-ориентированная технология;
– игровая технология;
– проектная деятельность;
–здоровьесберегающие технологии.
Содержание проекта «Будь здоров!» включает в себя: комплексно-тематическое планирование, конспекты непрерывной образовательной деятельности, физкультурные досуги, конспекты интегрированных занятий, игры, упражнения.
Все занятия объединены одной из тем ЗОЖ в соответствии с комплексно-тематическим планированием и проводятся один раз в месяц. За это время специалисты проводят по одному занятию с детьми и мероприятию с родителями. Сначала инструктор по физической культуре проводит с детьми досуг, после этого учитель-логопед проводит логопедическое занятие. После проведения тематических занятий, связанных одной темой, специалисты проводят итоговое интегрированное занятие. В итоговые интегрированные занятия входят игры, задания, упражнения, проводимые ранее на занятиях специалистов, с целью повторения и обобщения, полученных детьми знаний. В конце учебного года педагоги организуют игры-квесты по всем пройденным в течение года темам.
Физическое здоровье – царство Физкультуры. Физическое здоровье – это состояние организма и его правильное функционирование.
Цель этого блока – сохранение, укрепление и коррекция физического здоровья дошкольника.
Задачи
1. Обогатить знания детей в области физического развития по темам ЗОЖ.
2. Расширить набор двигательных навыков путем введения в образовательный процесс различных коррекционных упражнений, гимнастик, зарядок.
3. Интегрировать решение задач по физическому развитию и формировать понятия о ЗОЖ по темам комплексно-тематического планирования проекта «Будь здоров!».
В царстве Физкультуры все играют в разные спортивные игры, прыгают на скакалках, быстро бегают, красиво танцуют. Здесь все быстрые, ловкие и смелые, потому что любят двигаться и заниматься физкультурой.
Образовательная и коррекционно-развивающая работа по физическому здоровью с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, включает физкультурные досуги и занятия, в которые вошли: дыхательные, глазные, релаксационные гимнастики, самомассаж, коррегирующие, бодрящие зарядки, гимнастики, комплексы ОРУ, физкультурные минутки, подвижные, речевые игры, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.
В образовательный процесс включаются родители, которые участвуют в различных мероприятиях.
Речевое здоровье – царство Речи. Речь – показатель психического здоровья человека, его интеллекта. Она не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.
Цель блока – развитие компонентов речевой системы в соответствии с темами ЗОЖ посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи: активизировать словарь и способствовать овладению детьми с тяжелыми нарушениями речи самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.
В царстве Речи вместе с Неболейкой дети будут играть в речевые игры, выполнять логоритмические упражнения, развивать артикуляционный аппарат и пальчиковую моторику, делать дыхательную гимнастику.
В образовательный процесс включаются родители, которые участвуют в различных мероприятиях.
Смысл проекта заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования и коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга) и не являются основанием сравнивания с реальными достижениями детей. Они не являются основной объективной оценкой в соответствии с установленными требованиями образовательной деятельности и подготовки детей. Данный проект не ставит своей целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в нем: помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, научить заботиться о своем здоровье, беречь его, заинтересовать физической культурой, чтобы, взрослея, ребенок хотел и был готов вести здоровый образ жизни.
Эффективность реализации проекта «Будь здоров!» определяется так же развитием компетенции взрослых педагогов и родителей.
Литература:
1. Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР с 4-7 лет. Парциальная адаптированная программа.
-СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018.-192с. -«Методический комплект программы Н. В. Нищевой».
2. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья : Программа оздоровления дошкольников. -М. :ТЦ Сфера,2007.-208с. -(Программа развития).
3. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е,перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. -СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018.-240с.