Елена Шитова
Взаимодействие ДОУ с семьей как условие воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем и родителями, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов. Оказывает огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Учитывая возрастные особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей как условие воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Знакомство дошкольников с родным краем является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.
Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
Привлечение семьи к нравственно -патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы. Однако если педагог сведет работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к Отечеству.
Обращаясь к истокам народной культуры, педагоги детского сада стараются поддерживать интерес родителей к данной проблеме. Взаимодействие с семьй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Для этого используются разные формы работы с родителями: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины. Оказывается консультативная помощь, проводятся совместные досуги, функционирует школа для родителей «Вспомним народные игры», семейного клуба «Колесо истории».
В группах оформлены уголки для родителей, где помещается советы и консультации по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, а также информация практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребнком тряпичную, соломенную, деревянную куклу. Таким образом, родители узнают историю возникновения игрушки, воспитательное значение и приемы изготовления. В результате устраивается ярмарка-выставка, на которой родители вместе с детьми представляют свои работы. В информационных уголках для родителей помещается и другая информация «Любимые народные игры детей», «Родные сказки», «Народные песни споем вместе» и другие.
Список литературы
Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Дошкольное воспитание. 2004. N 1.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие, М., 2007
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида» Журавлева Татьяна Никифоровна