Анна Добридень
Взаимодействие ДОУ с родителями, воспитывающими детей с интеллектуальными нарушениями
Взаимодействие ДОУ с родителями, воспитывающими детей с интеллектуальными нарушениями.
Взаимодействие педагогов с родителями крайне важно и строится оно по принципу «родитель - член команды». Значение родителя очень важно : он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Основой взаимодействия семей и педагогов становится концентрация на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия : ребёнка, каждого члена семьи.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с родителями, воспитывающими детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия должны осуществляться в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей. Активное участие семьи в реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка.
Во время работы с семьёй активную позицию родителей педагоги формируют, используя различные приёмы. Это и «инициатива», когда запрос к специалисту должен исходить от родителей, и открытые формы вопросов (использование готового решения обычно вызывает пассивность, а выбор из нескольких вариантов на основе своих знаний и опыта стимулирует активность родителей, структурированность и др.
Основная задача взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с интеллектуальными нарушениями – формирование благоприятных и необходимых условия для того, чтобы ребенок развивался и был обеспечен целостным развитием личности, проводилась соответствующая коррекционная работа, а также чтобы родители могли повысить свою педагогическую компетентность.
Одним из важных условий реализации Образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, педагоги и родители — главные участники педагогического процесса.
Задача педагогического коллектива — установить партнерские отношения, объединить усилия для развития ребенка, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей и продолжать вести работу, направленную на формирование у родителей правильного представления о своем ребенке и заинтересованности в коррекционном процессе.
Взаимодействие ДОУ с родителями можно разделить на две категории: совместные мероприятия педагогов с родителями и совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.
К совместным мероприятиям педагогов и родителей можно отнести : родительские собрания, консультации, беседы, кружки для родителей, встречи с администрацией.
К совместным мероприятиям педагогов, родителей и детей относятся : дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, создание стенгазет, выставки совместного творчества, тематические вечера, субботники.
Так же существует и наглядная пропаганда: уголки педагогов для родителей, памятки для родителей, приглашения на праздники.
Есть ряд принципов, которым стоит следовать в выстраивании благополучного взаимодействия семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальными нарушениями, и дошкольного учреждения:
– партнерские отношения родителей и педагогов, то есть общая цель и понимание этой цели и задачи в коррекционной работе и воспитании ребенка с интеллектуальными нарушениями;
– доверительное и заботливое отношение к ребенку со стороны педагогов и семьи;
– достаточный уровень профессиональной подготовки у педагогов для коррекционного развития и воспитания умственно отсталого ребенка; знание педагогами и родителями особенностей развития умственно отсталого ребенка; готовность применять имеющиеся навыки в соответствующих этапах воспитания и обучения;
– наблюдение и анализ за результатами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семей воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями.
Таким образом, можно сделать вывод, что разнообразные формы взаимодействия, используемые в коррекционно-образовательном процессе, помогают установить крепкие доверительные отношения между педагогами и родителями, а также помогают родителям осознать свою роль в воспитании ребенка.