Иванова Светлана
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
В наше сложное время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости, агрессии жестокого мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данное время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены понятия о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду, является неотъемлемой частью всестороннего развития ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Развивать и поддерживать интерес воспитанников детского сада к традициям, обычаям, патриотическим праздникам и праздникам русской культуры наш педагогический коллектив предлагает через организацию интегрированной познавательной деятельности в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями, в которую входят увлекательные беседы, творческие задания, фольклорные игры, познавательные тематические занятия: «День семьи», «Мы гордимся тобой, Россия», «Наши выпускники – кадеты, будущие моряки», «Моя малая Родина - поселок Молочный», «Светелка», утренники, посвященные любимым русским праздникам: Пасхе, Рождеству, Троице.
В своем педагогическом творчестве педагоги основываются на принципах гуманизма, этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей.
Каждое тематическое мероприятие сопровождается большой предварительной работой педагогов с детьми (подготовка декораций к утреннику, создание подарков к празднику для друзей, родителей, самостоятельная творческая деятельность, беседы, обсуждения, которая направлены на самореализацию каждого ребенка, формирование чувства значимости, радости от общения с прекрасным, интересным, многогранным миром. Столь эмоциональному детскому восприятию способствует общение педагогов с родителями своих воспитанников. Обсуждение значимости проведения работы по формированию нравственности посредством воспитание у ребенка любви к Родине, приобщения к православной культуре не только в детском саду, но и дома, чтобы ребенок чувствовал, что его творческое познание, интерес к православной культуре, патриотизму поддерживается и укрепляется среди близких людей. Чтобы оставить в душе ребенка яркие впечатления о происходящих событиях, используются разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорная игра, музыка, песня, театрализация и др. Непосредственное участие каждого ребенка в утреннике, посвященном празднику, дает возможность детям соприкоснуться с культурой своего народа через творчество, искусство, открыто проявить собственное эмоциональное переживание радости, удивления, восхищения.
Педагогами ДОУ разработана программа «Растим патриотов России». Основные задачи, которой: формирование гражданско-патриотических чувств у детей; воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине, развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Необходимым условием работы по программе является специально организованная предметно-развивающая среда, стимулирующая познавательные интересы детей и включающая: различные аудио- и видеоматериалы, детские народные инструменты, необходимые атрибуты и костюмы к праздникам, оборудована комната «Светелка». Разработан и распространен среди педагогов Кольского района тематический план мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание детей, в который вошли такие темы, как «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя малая Родина – поселок Молочный», «Я и мое имя», «Наша Родина – Россия», «Наши защитники», «Милые мамы», «Этот День Победы…».
Творческой группой воспитателей накоплен довольно обширный наглядный и дидактический материал (материал о символах России, о флаге и гербе Мурманской области, материал об истории возникновения п. Молочный, его первостроителях и о земляках-героях). Есть у нас и довольно большая коллекция фотоснимков, рассказывающих о прошлом и настоящем нашего поселка. Систематическая работа коллектива ДОУ по данному направлению проводится в нашем детском саду при активном участии родителей воспитанников и в тесной связи с общест-венными организациями и учреждениями поселка. Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказать воспитанникам детсада о прошлом нашего поселка, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Мамам и папам – рассказать о памятниках в нашем поселке. Проводятся экскурсии к памятникам нашим землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. На площади воспитатели рассказывают детям, кому поставлены эти памятники, о доблести и мужестве наших земляков с демонстрацией фотоснимков, плакатов и репродукций картин. Во время этих бесед дети делают выводы и заключения о том, что они узнали, дают нравственные оценки событиям, о которых шла речь. Дети с гордостью говорят о мужестве нашего земляка Леонида Акимовича Гальченко - Героя Советского Союза, который за годы войны участвовал в 90 воздушных боях, сбил 24 самолета противника лично и 12 в группе. Знакомя детей с прошлым поселка, мы рассказываем им и о его трудовой жизни в настоящем. При этом даем воспитанникам задание на дом – узнать, где работают их родители. Одновременно просим родителей больше рассказывать малышам о своей работе. Представление о созидательной силе труда складывается у ребенка не только благодаря тому, что он увидел и услышал, но и в результате собственного участия в общественно полезных делах. Дети вместе с взрослыми сажают деревья в детском саду, участвуют в субботнике, приводя в порядок двор, что дает ощутить им свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное отношение к народному достоянию.
Детский сад регулярно посещают наши выпускники, учащиеся МБОУ «Кадетской школы г. Мурманска». С большой радостью проходят совместные спортивные, игровые и познавательные программы. По традиции кадеты исполняют «Кадетский гимн». Принимают активное участие в праздничном утреннике, посвящённом Дню защитников Отечества. Воспитанники кадетской школы внимательно и с удовольствием смотрят небольшой концерт детей, принимают участие в конкурсах и эстафетах, показывают своё мастерство в разборке и сборке макета автомата. Заканчиваются мероприятия совместным праздничным чаепитием в уютной обстановке. Дружба кадетов с детским садом продолжается уже несколько лет к взаимному удовольствию сторон.
Первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к духовным традициям нашего народа. Чтобы заложить у детей основы духовности и нравственности, мы знакомим детей с православием, как частью истории России по средством праздников: Рождество, Пасха, Троица, старинных народных обычаев Колядки, Святки, Масленица. Дети исследуют особенности каждого народного праздника. В основу образовательной деятельности положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Праздник проводится в форме увлекательной игры, беседы и просмотра детьми кукольного спектакля, в котором принимают непосредственное участие. Заканчивается занятие угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д.
Работа, построенная таким образом в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему мы помогаем ребенку открывать ис-торическое прошлое и настоящее нашей Родины.
Литература.
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007.
2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ : практическое пособие. М. : АРКТИ, 2007. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России М., 2007. Ковалева
3. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Евдокимова Е. С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
5. Ершова З. А., Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
7. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М. : Скрипторий 2003, 2008.