Быкова Валентина Владимировна
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников экологической культуры»
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников экологической культуры“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
-педагог - родитель;
-педагог - ребенок - родитель.
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, мысленно, объединив родителей в подгруппы.
Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим. В большинстве своем, положительный эффект (отклик родителей на взаимодействие) имеет место от индивидуального обращения к родителю. При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Нужно показать значимость участия родителя, его незаменимость в решении той или иной задачи, поручения.
Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание можно начать с совместного мероприятия «КВН, Поле чудес и т. д) между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы.
Немного освежу в вашей памяти формы работы, которые мы все применяем в работе :
Существуют традиционные и нетрадиционныеформы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективнымформам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями- наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей.
Отдельную группу составляют наглядно-информационныеметоды. На этом методе остановлюсь более подробно, так ка этот метод активно использую в своей работе. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. В моем общении с родителями положительно зарекомендовал себя такой вид работы, как общение с родителями через приложение ВАТЦАП. Через группу «Солнышко»я отправляю родителям объявления, видео, фото их детей. Родитель может наблюдать своего ребенка в различных режимных моментах, видеть, как его дитя ведет себя в группе, чем он занят, какое у него настроение, как он себя ведет без родителей, и что он умеет делать. Этот метод общения, положительно влияет на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Особенно ценно данное общение через группу, когда ребенок проходит адаптацию в детском саду. Мамы оценили его.
Так же хороший результат дал такой вид работы с родителями, как организация выставок совместных работ родителей и детей, фотоконкурсы совместно с детьми.
Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.
Расскажу более подробно, о моей любимой теме экологическое воспитание :
Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Одной из основных задач экологического образования дошкольников - это непрерывность процесса. Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.
Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.
Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.
Поэтому считаю очень важно, для положительного результата в работе по экологическому воспитанию :
- пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.
-проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес.
Родителей, с которыми мне посчастливилось работать мне удалось заинтересовать и привлечь к совместной работе по организации «Экологической тропы» в нашем детском саду.
Начинала мы с детьми которые уже учатся во втором классе. Совместно с детьми посадили саженцы деревьев (саженцы заготовили родители) вдоль всей длины «Экотропы.
-организовали родителей для активного участия в природных акциях: изготовление родителями и детьми плакатов сбережем «Зеленую красавицу»
-организовали мини- библиотеку «ПРОЧИТАЙ меня»- в которой размещали «Книги о природе и животных»
-Организации Эколого- развивающей среды в домашних условиях, которая должна включать:
уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. По возможности завести «питомца»- попугайчика, рыбок и др…
- иметь дома фотографии на тему “природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.
Что может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей. В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры.
Сейчас у меня малыши и мы продолжаем работу по экологическому воспитанию. Совместно с родителями запустили серию альбомов о природе «Ребенок и природа в разное время года», «Я и мой любимый питомец (растение)».