Татьяна Кондюрина
Взаимодействие ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ и семьи.
Семья оказывает на ребенка значительное влияние. Известно, что система ценностей усваивается ребенком, прежде всего благодаря его общению с родителями. Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» [1]. Ребенок учится, беря пример с родителей. В семье ребенок приобретает жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях на конкретных примерах поведения мамы и папы. Вся жизнь взрослых - пример для маленьких. Но, как известно не малую часть детства ребенок проводит в ДОУ, и воспитатели детского сада являются для него не менее значимым примером для дальнейшей жизни. В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. В законе РФ «Об образовании» говорится:«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»[3].
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2023
С момента посещения ребенком дошкольногообразовательного учреждения начинается процесс взаимодействия ДОУ и семьи. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.
Взаимодействие воспитателей с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л. В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А. В. Козлова, Е. П. Арнаутова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О. В. Солодянкина) .
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования (ФГОС ДО)[2], который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Семья и ДОУ должны найти общие точки соприкосновения, должны выработать единые требования к воспитанию ребенка. Инициатива по установлению сотрудничества должна идти от педагога, поскольку он профессионально подготовлен к образовательной работе, а стало быть, понимает, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Но в современном мире большинство семей сейчас самоустраняются от воспитания детей поразнообразным причинам, одни озабочены финансовым положением семьи, карьерой, другие не имея педагогических и психологических знаний, считают, что этообязанность ДОУ, так как там работают специальнообученные люди, многие не считают нужным проявлять интерес к жизни группы, но есть и такие которые, стараясь участвовать в жизни детей не толькоприсматривая за гигиеной и питанием ребенка стараются получать какие-либо педагогические знания покупают книги, журналы. Но знания, которые они получают, таким образом, зачастую являются однобокими и обрывочными.
Взаимодействие семьи и ДОУ всегда будет открытым вопросом, который требует много работы. А результатом этих трудов, а точнее позитивного и непрерывного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников будет полная осведомлённость родителей и положительный социально-психологический климат, как дошкольников, так и работников детского сада.
Список литературы.
1. Сухомлинский В. А. ’О воспитании’ - Москва: Политическая литература, 1982 - с. 270
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования 14 ноября 2013 г.