Наталья Бедай
Взаимодействие детского сада с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Бедай Наталья Витальевна,
старший воспитатель,
МБДОУ детский сад «Солнышко»
р. п. Сосновоборск
«Взаимодействие детского сада «Солнышко» с семьями воспитанников».
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, и минимизирует общественное воспитание в пользу семейного»
(Из Концепции дошкольного воспитания)
Публикация «Взаимодействие детского сада с родителями» размещена в разделах
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики.
• Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ : Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
• Формируются представления об этапах развития личности ребенка;
• Выявляются принципы взаимодействия между родителями ребенка, родителями и педагогами, педагогами и детьми.
Для работы с семьей мы выделили основные задачи перед ДОУ:
• Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
• Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;
• Расширение способов-методов взаимодействия с родителями;
• Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
• Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
• Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
В нашем детском саду ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям воспитателей. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать своих воспитанников. Поэтому мы всегда начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями. Ежегодно в сентябре проводим анкетирование среди родителей и детей на тему «Социальный портрет семьи». По результатам выяснилось: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, безработные и неработающие; есть неполные семьи (2%, имеются с родителями - инвалидами (1%).Анализ рисунков детей на тему «Моя семья» также помогает понять, как относятся к ребёнку дома, с какими проблемами он сталкивается. Знакомство с семьёй, с её традициями проходит через оформляемые стенды («Моя семья», «Моя родословная», «Генеалогическое древо» и т. д.). Дети очень гордятся своей семьёй и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с группой, детским садом проходит с помощью визитной карточки. Всё это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к воспитателям, детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявить проблемы семейного воспитания, а также оказывать необходимую педагогическую помощь.
В работе с родителями используем разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам. Посещение ребёнка на дому, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности. Для выявления педагогической культуры родителей, педагогами сада используется анкетирование, мониторинги, собеседования, тестирование. Старшим воспитателем, воспитателями, старшей медицинской сестрой, музыкальным руководителем проводится большая совместная работа по всем направлениям основной образовательной программы детского сада. Родители вовлекаются в образовательный процесс.
Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания, консультации не дают нужного эффекта. Потому, что родители принимают в них лишь формальное участие. Мы пришли к выводу, что нетрадиционные (устный журнал, круглый стол, деловая игра и др.) формы проведения этих мероприятий наиболее привлекают внимание родителей и вызывают интерес.
Побудить желание родителей к жизни детей в МДОУ детский сад «Солнышко», привлечь их к участию в мероприятиях, установить тёплые, доверительные отношения помогают досуговые формы организации общения.
В нашем детском саду традиционным стали проведение спортивных праздников. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания. Очень полюбились детям и родителям праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Семейные старты», ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный к «Дню защитника Отечества» и «Праздник мам». Дети вместе с родителями поют песни, читают стихи, отгадывают загадки. Глаза детей светятся от счастья, потому, что рядом с ними бывают их мамы и папы и им интересны их игры и конкурсы, вместе с ними они переживают и радуются. Огромное удовольствие от совместной деятельности получают и дети и взрослые.
Очень тёплой традицией является ежегодное проведение в ноябре месяце праздника посвящённого «Дню матери». Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети рисуют маму, делают для неё подарки, познавательные занятия имеют нравственную направленность.
А вечером на праздничное чаепитие приглашаются мамы, бабушки. В тёплой обстановке, за чаем проходит чествование женщин-матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят им тепло своих сердец.
С весёлым представлением и блинами проходит праздник «Масленица».
Приобщение детей и их родителей к русской национальной культуре, к древним славянским традициям «Рождество», «Пасхи», «Покров Пресвятой Богородице», «Троица»
приносит огромный воспитательный эффект. Совместно изготовляются детские и взрослые русские костюмы и атрибуты. Непосредственное участие родителей к подготовке и проведению праздников сплачивают детский и взрослый коллективы, воспитывают детей.
Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей : «Рисуем вместе с папой», «23 февраля» «Новогодняя Елка»», «Осенние фантазии» и т. д. Основная цель таких мероприятий - сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек, укрепление детско-родительских отношений.
Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье. Выставки «Мы хотим быть похожими на мам», «Папа- лучший друг», «Наши праздники», «Моя дружная семья», «Помощница» и другие воспитывают уважение к родителям, чувство гордости и собственного достоинства, укрепляют взаимоотношение в семье.
Дети с удовольствием показывают свои фотографии, родителей. Рассказывают, чем они занимаются, когда ездят в отпуск, ходят в походы, на экскурсии. Делятся своими чувствами, переживаниями.
Взрослые и дети приносят из дома настольные игры и игрушки, книги и комнатные цветы. Пусть игра не новая, но теперь, играя в неё с друзьями, ребёнок может познакомить их с придуманными в семье вариантами этой игры. А любимая книга зазвучит по - новому, станет ещё интереснее.
Очень много сделано руками наших воспитателей и родителей на территории детского сада, в групповых комнатах: книжная полка, колыбелька для кукол, оригинальная песочница в виде машины, стульчики - чурбаки, скамеечки, Зайчик, Мишка, Кораблик, Лебединое озеро, Зебра, Автобус, Корабль, Машина, Самолет и др.
Мамы всё покрасили и разрисовали с большой любовью. Дети стали бережнее относиться к постройкам, ведь они сделаны руками их мам и пап.
А какой радостью было для детей, когда их папы и мамы вместе, с воспитателями построили из снега целый город. Осьминоги, Смешарики, Гусеница, Божья коровка, Черепаха и много других персонажей стали для детей друзьями на всю зиму.
Есть ещё одна маленькая традиция в наших группах - акция. Просто так: у многих есть книги, игрушки, из которых дети выросли. Можно собрать их и отнести в младшую группу. Сколько воспитательных моментов таит наша маленькая акция. Это бережное отношение к старым вещам и желание сделать сюрприз, маленький подарок: при этом дети учатся не только принимать подарки, но и дарить их,- это большой труд, воспитание души. Оказалось, что и для родителей это непросто. Мы стали жёстче, равнодушнее - не каждый способен на добрый порыв. Но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставляет нас быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим.
Для знакомства родителей со структурой проведения образовательной деятельности, питанием, с жизнью ДОУ проводятся дни открытых дверей. В результате каждый раз увеличиваются посещения мам и пап, посетивших это мероприятие.
Воспитатели знакомят родителей, как идет подготовка к школе, дают
необходимые консультации. В МБДОУ организован «Консультативный пункт» для родителей детей не посещающих ДОУ. Педагоги детского сада организуют консультации по запросу родителей, на интересующие их темы: адаптация детей раннего возраста, возрастные, психофизиологические особенности детей, социализация детей дошкольного возраста и т. д.
Совместные субботники родителей и сотрудников по благоустройству территории проводятся ежегодно. Наиболее важным в информационно- просветительской работе является оформление наглядных материалов для родителей. Это информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, стенгазеты, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями : о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т. д. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей воспитатели подходят творчески, тем самым, повышая уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительные взаимодействия с педагогами.
Работа с родителями - это процесс общения людей, которое не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют своё видение проблемы и способы её разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта воспитателя с родителем, ежедневные информирование родителей о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг.
Взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществить по - разному. Важно избежать формализма.
Всей своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
Шаг за шагом отношения углубляются, родители проникают доверием, у них возрастает чувство уважения к самим себе вместе с осознанием своих возможностей. Ведь воспитание детей в семье и в ДОУ преследуют единые цели и задачи. Так давайте же решать проблему взаимодействия «всем миром» - детским садом, семьёй, обществом.
Список используемых источников
1. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 287 с.
2. Витале Джо Руководство к жизни, которое вам забыли выдать при рождении / Перев. с англ. – М. : ООО Издательство «София», 2007. – 224 с.
3. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. 296 с.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер: худож. Г. А. Карасева. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 238.
5. Давыдова О. И., Майер А. А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
6. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка / Составление, «от редактора» В. Дольникова. – М. : «Аквариум», 1996. – 448 с.
7. Детский сад и молодая семья : основы успешного взаимодействия / Под. ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
8. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
9. Левин В. А. Уроки для родителей : / Илл. Н. Гордиенко; Худож. -оформитель К. Юхтман. – М. : ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. – 448 с.
10. Левенталь Е. Характеры и роли / Елена Левенталь. – 2-е, доп. – М. : Бослен, 2007. – 336 с.
11. Морозов Д. В. Техника безопасности для родителей нового времени / Д. В. Морозов. – М. : РИПОЛ классик, 2007. – 288 с.
12. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Родители и дети : конфликт или союз? – М. : Никея, 2009. – 175 с.
13. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб: Речь, 2006, 352 с.
14. Петровская Л. В. Если с ребенком трудно / Людмила Петровская: худ. Андрей Селиванов. – Москва. АСТ, 2015 – 142.
15. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. / Под. ред. О. И. Волжиной. – СПб. : КАРО, 2005. – 144 с.
16. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М. : Смысл, 2002. – 527 с.
17. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2014. – 336 с.
18. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2014. – 320 с.
19. Успех. Советы для родителей / Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др. ; науч. рук. ПМК «Успех» А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н. В. Федина. – М. : Просвещение, 2012. – 143 с.
20. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М. : Генезис, 2006. – 541 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
22. Фитцпатрик Д. Г. Диалог с ребенком / Сост., «От редактора» В. Я. Дольникова – М. : «Аквариум», 1996. – 400 с.
23. Шмидт В. Р. Психологическая помощь родителям и детям : тренинговые программы. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 256 с.
24. Я – компетентный родитель. Программа работы с родителями дошкольников / Под. ред. Л. В. Коломийченко. – М. ТЦ Сфера, 2013. 128 с.