Папки-передвижки

Взаимодействие детского сада и семьи — залог успеха

Пашаева Аида Асельдеровна
Взаимодействие детского сада и семьи — залог успеха

Взаимодействие детского сада и семьи - залог успеха

Воспитатель высшей категории: Пашаева Аида Асельдеровна

МАДОУ СОШ №11 Детский сад Непоседы

Немаловажную роль в семейном воспитании играет также влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства оформляется и укрепляется социально-эмоциональное развитие. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы.

В. А. Сухомлинский сказал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Развитие личности ребенка во многом зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый, из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к воспитателям детского сада. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Существуют традиционные формы работы детского сада с родителями.

Одной из таких распространённых форм работы, которая даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы в ДОУ, является День открытых дверей. Проводится он как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети. Педагоги с радостью показывают фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).

Беседы проводятся воспитателями как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяем цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы должно быть лаконичным, значимым для родителей и преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагоги детского сада умеют не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Следующая форма работы- работа Консультационного центра. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашают родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений;навыков, помощь в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций, которые используем, различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворения»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их наши педагоги приглашают на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах, приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Проводятся групповые и общие родительские собрания (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. Предусматриваются выступления родителей.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Хорошо зарекомендовали себя и нетрадиционные формы работы ДОУ с семьёй:

- Создание семейных проектов

- Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».

- Тематические мини-проекты.

- Участие родителей в творческих конкурсах.

- Клубы по интересам.

- Организация библиотеки для родителей.

- Моделирование и решение педагогических ситуаций.

- Применение ИКТ.

Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями, который успешно зарекомендовал себя. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада и группы, о мероприятиях (праздниках, развлечениях, спортивных соревнованиях). Нам видится широкое использование ИКТ как источника информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах воспитания, технологиях и методиках обучения детей, задавать волнующие их вопросы, своевременно получать полезные советы и рекомендации.

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проекцируя их на работу с различными категориями семей, необходимо отметить, что использование ИКТ не противопоставляет традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, а дополняют и обогащают их. Такой дополнительный режим информационного взаимодействия не исключает использования традиционных форм работы с семьей через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет опосредованное взаимодействие с родителями в системе Интернет, информационных ресурсов и сайта.

Внедрения ИКТ позволяет создать единое информационное пространство образовательного учреждения, т. е. системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семей многопрофильной помощи, поддержки.

Родители в опосредованном режиме (в удобное для них время) смогут выбрать интересующие их рубрики, задать вопросы, получить квалифицированные советы просмотреть работы своего ребенка (рисунки, аппликационные работы, постройки и др.) Рубрики такого Интернет-портала могут быть разнообразны:

- новости детского сада (доска объявлений, благодарности родителям);

- документы и нормативные акты (советы юриста, документы Департамента образования);

- авторские разработки педагогов (сценарии праздников, досугов, подборки стихов и загадок); дидактические материалы (медиа-консультации для родителей, экспресс-практикумы - кулинарные рецепты для детского питания (советы диетолога, рецепты блюд для детей с особенностями развития);

- адреса и режим работы центров дополнительного образования; репертуар детских театров и формы приобретения билетов на представления для детей.

ИКТ- позволяют в формате дискуссионного клуба или гостевой книги обсуждать статьи, вести диалог.

На сегодняшний день ИКТ-становятся всё более актуальны в эффективном сотрудничестве ДОУ с родителями.

Данные формы способствуют включению родителей в единое педагогическое пространство развития ребенка с целью повышения правовой и педагогической культуры, обеспечения активного участия родителей во всех направлениях жизни детей в детском саду и оптимизации этического развития ребенка в условиях семьи.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Поэтому, организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

Вся эта работа направлена на развитие у детей творческих способностей, умственных и познавательных качеств, социально-эмоционального развития Ведь от этого зависит успех социализации ребенка!

Список литературы:

1. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт. -сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. -218с.

2. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. О. И. Бочкарева. - Волгоград: ИТД «Корифей».-112с

4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О. В. Солодянкина, М. : «Аркти», 2005, С. 221.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детейВзаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства,.

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи — залог успеха
Опубликовано: 14 октября 2024 в 21:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие детского сада и семьи — залог успеха» (включая файлы) размещена пользователем Пашаева Аида Асельдеровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД