Елена Соколец
Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении детей к ценностям ЗОЖ. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
С этой позиции центром работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны стать семья и детский сад – две основные социальные культуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и, глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, необходимо особое внимание уделять постоянному совершенствованию мастерства педагогов, поиску новых подходов к физическому развитию детей.
Система работы с семьей включает:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления: ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д. :
- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в образовательном учреждении. Обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотератия, аромотерапия и т. д.).
Для достижения положительных результатов работы необходимо широко использовать такие формы работы:
- оформление родительских уголков, папок-передвижек, консультации;
- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физкультуре, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги с прослушиванием записей бесед с детьми, с разборов проблемных ситуаций;
- «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале;
- закаливание и лечебные процедуры;
- совместные физкультурные занятия, досуги, праздники и др.
Уровень знаний и умений большинства из родителей в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья – физического, психического и социального.
Самая эффективная форма работы с семьей в данной области – занятия в семейных клубах, позволяющих осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов и медиков. Строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины. В нашем саду функционирует на протяжении многих лет родительский клуб «Здоровый малыш».
Общение, как известно, - процесс двусторонний, и в нем заинтересованы все участники.
В каждой семье есть газеты, книги, телевизор, поэтому дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях в семейных клубах, а в степени ее новизны, актуальности и подаче. Безусловно, такие занятия в родительском клубе принесут ощутимые результаты.
Занятия в родительском клубе не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают особенности характера, мечты и способности друг друга. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т. е. обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального.