Лучший педагог года

Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей

Васина Н Н
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей
▼ Скачать +Заказ

Выступление в школе передового опыта на тему «Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию детей»

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому, -

Родители пример ему…

С. Брант

Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент его духовно-нравственного развития. В семье с раннего возраста ребёнок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к самому себе.

Семейные взаимоотношения становятся

для него «моделью», «образцом», «примером», по которым формируется

его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Именно родители –

Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей» размещена в разделах

первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного

развития маленького человека. В воспитании детей семья не может быть

заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит

исключительная роль в содействии становлению детской личности и

формировании нравственных ценностей. То, что человек приобретает

в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Вспомним слова класиков:

О. Бальзак говорил: «Семья всегда   будет   основой   общества».

Обязанность родителей заботиться и защищать детей, вкладывать в них

любовь, прививать нравственные ценности.

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша

счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши

слезы, наша вина перед другими».

(А.  С.  Макаренко)

Существенные

изменения

произошли

в

сфере

семейного воспитания: семьей

утрачены традиционные нравственные

ориентиры и это привело к тому, что современная семья оказалась не в силах

удержать подрастающее поколение от порока. У подрастающего поколения

не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией,

государством. На лицо многочисленные проблемы детей и детства: у

современных детей наблюдается отсутствие представлений о добре и зле, о

пороке и добродетели, у наших детей наблюдается духовно-нравственная

неразвитость. В средствах массовой информации идёт пропаганда цинизма и

насилия, навязывается культ наслаждений и порока, и всё это обрушивается

тяжёлым грузом на неокрепшие души детей. В силу духовной пустоты

семейных отношений подростки тяготятся пребыванием в родительском

доме, заменяя семью компанией друзей. Всё это приводит к вступлению в

жизнь нравственно и духовно неполноценной и инфантильной молодёжи.

Всё это противоестественно и гибельно для России с её многовековой

культурой.

Выход

из

этой

кризисной

ситуации один:

содействовать

укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании

традиционной

ценности семьи, возрождения культурно-исторических

православных традиций. Православная русская культура стала основанием и

источником формирования такой семьи, которая на протяжении многих

веков рождала, воспитывала поколения сильных духом людей, способных

преодолевать такие исторические, экономические и психологические

катаклизмы, которые другим народам были не по силам. Знать о

православной культуре, православных традициях и следовать им не одно и то

же. Именно поэтому следует понимать, что воспитание ребенка в

православных традициях – это прежде всего следование нормам и канонами

тысячелетней христианской веры. Традиции православного воспитания детей

в семье произрастают из трех основных положений:

1)любовь во всеобъемлющем понимании этого слова;

2)ведущая роль отца как главы семейства не только в материальном, но

прежде всего в духовном смысле;

3)почитание родителей и вообще старших.

Православную семью объединяет не столько социальный и материальный

уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в

православной семье необычайно велика. На плечах главы семейства лежит

задача подготовить ребенка к жизненными испытаниям, закалить его

характер и придать душе маленького человека нравственный ориентир

развития. Важно не столько творческое развитие, сколько умение видеть

границы дозволенного; не столько самостоятельность, сколько умение

отвечать за свои поступки. В связи с чем очень важно пересмотреть

формы взаимодействия педагогов

современного

ДОУ

с семьями

воспитанников. Актуальность данной проблемы состоит в том, что детский

сад — первый несемейный социальный институт, первое воспитательное

учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их

систематическое психолого - педагогическое просвещение. От совместной

работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И

именно

от

качества

работы дошкольного

учреждения,

а

в

частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры

родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Создать

и сохранить духовно-нравственную здоровую семью - это значит сохранить

Родину и наше будущее - детей.

Цель педагогического коллектива в работе с семьями воспитанников –

создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать

родителей участниками полноценного образовательного процесса. Для того

чтобы быть настоящим пропагандистом средств духовно - нравственного

воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом

такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся

к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.

При знакомстве с семьями, мы предлагаем родителям в виде презентаций

рассказать о своей семье, родители охотно откликаются на наше

предложение. Так на групповом родительском собрание мы знакомимся с

семьями воспитанников.

«Воспитание есть

процесс

социальный

в

самом

широком

смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше

всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

(А.  С.  Макаренко).

Педагогам важно соблюдать основные принципы партнерства с семьей:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный

настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится

вся совместная работа.

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в

работе с родителями. Важно учитывать социальный статус, семейные

условия, конкретную ситуацию, уровень психолого-педагогической

культуры, настроение родителей.

Сотрудничество, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки

семьи в сложных ситуациях (семейных, педагогических).

Динамичность дошкольного учреждения в современное время находится в

режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную

систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей,

их образовательные потребности и запросы. В зависимости от этого

меняются и корректируются формы и направления работы ДОУ с семьей,

дополнительные развивающие услуги в ДОУ.

Обращение к родителям по имени и отчеству способствует установлению

доверительных отношений, созданию хорошего настроения, осознанию своей

причастности и значимости к образовательному процессу.

Слово «величать» в современном русском языке означает возносить,

превозносить, прославлять, чествовать, а также называть по отчеству.

Русская культура оставила нам прекрасную традицию — величать друг

друга, оказывая этим уважение не только себе, но и нашим предкам.

Величание — часть русского речевого этикета.

Задачи в работе с родителями воспитанников:

Создание в ДОУ системы работы по духовно-нравственному воспитанию

с родителями; атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки

и взаимопомощи.

Содействие целостному духовно- нравственному развитию дошкольников

и их родителей; приобщение к нравственным и духовным ценностям

православной культуры (семья, ответственность, честь, добро, любовь,

совесть, верность и др.).

Использование

эффективных

форм взаимодействия

с

семьями

воспитанников

по повышению по формированию их сознательного

отношения к духовно-нравственному воспитанию детей, становлению

добрых семейных традиций.

Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических

возможностях, помощь в осознании своей воспитательной роли в семье,

своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Изучение лучшего опыта семейного воспитания, распространение его

среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада

традиций положительного семейного воспитания.

Открытость. Каждому родителю обеспечивается возможность наблюдать,

как живет и развивается его ребенок; принимать участие в мероприятиях

ДОУ.

Эффективные формы работы:

«Беседы с батюшкой» (приглашение священнослужителя).

«Живой   диалог»: организация встреч (родительских собраний,

консультаций, Круглых столов с активным участием самих родителей,

обменом опытом).

Анкетирование по вопросам духовно – нравственного воспитания в семье

и ДОО.

Наглядная информация   информационный   стенд   где   ежемесячно

выставляется   информация   о   православных   праздниках   согласно   ГКК     и

народные приметы и традиции, буклеты, памятки, газеты.

Совместная деятельность, совместное творчество детей и родителей

создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу и в детском саду

и в доме. Совместное творчество восполняет недостаток родительского

внимания.

Фото выставки: «Защитники Отечества», «Наши любимые мамы»,

«Мамины руки на знают скуки», «Папа может все что угодно» и др.

- творческих работ по изобразительной деятельности и ручному труду;

- фотогазеты, консультаций, сообщения, рекомендации.

Совместные мероприятия с родителями : «Покровская ярмарка», «День 

Матери», «День Защитника Отечества», «Рождество», «Пасхи и весны».

- Оказание помощи семьям воспитанников и повышение психолого –

педагогической культуры родителей осуществляется с учетом условий:

- Воцерковление. Существует мнение, что ребенку не стоит навязывать

православное воспитание: мол, вырастет — сам выберет веру, придет к

Богу (если захочет).

Ничему не учить и вообще не воспитывать так же безумно, как не читать

ребенку никаких книг: вырастут — сами выберут, что читать. Мы пытаемся

откровенно говорить с родителями о том, что является правильным, светлым,

чистым, проверенным веками. Хотя понимаем, что у многих совершенно

другие ценности и ориентиры в жизни. Пытаемся объяснить, что у детей, в

силу возраста, маленький жизненный опыт, они не могут выбрать, что

хорошо и что плохо. Родители – пример и образец. И от их

поведения, взаимоотношений в семье во многом будет зависеть жизнь

сегодняшнего малыша. В рамках семейного клуба «Возрождения проводятся

совместные встречи где родители и дети знакомятся с православными

праздниками и традициями. «Покров», «Николай Чудотворец»,

«Рождество», «Татьянин день».

Совместные

мероприятия

с

участием

родителей

вызывают

у детей наибольший эмоциональный отклик, гордость за достижения друг

друга.

- выставок совместных работ по изобразительной деятельности, ручному

труду на темы: «Природа   и   фантазия», «Красота   Божьего   мира»,

«Рождественские (Пасхальные сувениры», «Весенняя   капель»; «Красота

Божьего мира», «Люблю березку русскую»;

- конкурсов рисунков, поделок: « Мордовские узоры»,   «Портрет мамы»;

Роль отца особенно важна в воспитании детей. Воспоминания детства —

самые светлые, яркие, они светят нам как звездочки всю нашу жизнь. Для

сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца мальчик не

сможет получить представления об ответственном отношении к родным

людям главы семьи – защитника и кормильца.

Воспитатели включают отцов в совместные папины занятия «

Папа делает кормушку для птиц», «Папа изготавливает ящик для

выращивания лука», «Спортивные игры с мячом». Детям важна моральная

поддержка, а родители – главные вдохновители побед своих детей.

Совместные эстафеты, игры способствуют формированию

- доброжелательной атмосферы в семье,

- потребности в здоровом образе жизни,

- сплочению коллектива детей и взрослых.

Очень важно привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей

литературе. Делать это нужно как можно раньше и не только в детском саду.

Если ребенок привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет

желания читать плохие. В группе совместно с родителями организованна «

Групповая библиотека». Мама каждую неделю приходит на группу в роли

библиотекаря. По трудового воспитания. Воспитатели предлагают принять

участие в озеленении и благоустройстве цветочной клумбы около группы.

Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь

в семье. Кого же еще любить, как не самых близких для нас людей — детей,

родных? Любя их, учимся любви к Богу. Ибо как можно полюбить Того,

Кого не видел, не возлюбив тех, с кем живешь?

Приобщение родителей к образовательному процессу способствует

осознанию ими своей роли в воспитании и обучении ребенка, адекватной

оценке своих возможностей; способствует постепенному установлению

гармоничных взаимоотношений взрослого и ребенка. Дети, окруженные

вниманием, поддержкой и любовью в семье, имеют большой потенциал

успешной социализации, формирования духовных ценностей.

В завершение приведу слова императрицы Александры Федоровны,

которая сама являлась образцом матери и жены: "Родители должны быть

такими, какими они хотят видеть своих детей, — не на словах, а на деле. Они

должны учить своих детей примером своей жизни».

Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя

некоторые из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в

просветительской работе с родителями возрастает, ее ничем нельзя заменить.

Таким образом, в основе взаимодействия современного дошкольного

учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления

которого являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они

профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть,

понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности

в воспитании детей.

В дневнике святой императрицы Александры Федоровны есть

удивительные слова: «Мы знаем, что когда Он отказывает нам в нашей

просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той

дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет

нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он всё делает ради нашего

высшего блага».

Публикации по теме:

«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников Традиционными для детского сада являются детские праздники. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоматериал с описанием конкурсов,.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга» СЛАЙД 1. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга»http://www.maam.ru/maps/news/209507.html СЛАЙД 2. Что.

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей
Опубликовано: 13 ноября 2024 в 21:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей» (включая файлы) размещена пользователем Васина Н Н в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД