Васина Н Н
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей
▼ Скачать +Заказ
Выступление в школе передового опыта на тему «Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию детей»
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому, -
Родители пример ему…
С. Брант
Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент его духовно-нравственного развития. В семье с раннего возраста ребёнок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к самому себе.
Семейные взаимоотношения становятся
для него «моделью», «образцом», «примером», по которым формируется
его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Именно родители –
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей» размещена в разделах
первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного
развития маленького человека. В воспитании детей семья не может быть
заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит
исключительная роль в содействии становлению детской личности и
формировании нравственных ценностей. То, что человек приобретает
в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Вспомним слова класиков:
О. Бальзак говорил: «Семья всегда будет основой общества».
Обязанность родителей заботиться и защищать детей, вкладывать в них
любовь, прививать нравственные ценности.
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши
слезы, наша вина перед другими».
(А. С. Макаренко)
Существенные
изменения
произошли
в
сфере
семейного воспитания: семьей
утрачены традиционные нравственные
ориентиры и это привело к тому, что современная семья оказалась не в силах
удержать подрастающее поколение от порока. У подрастающего поколения
не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией,
государством. На лицо многочисленные проблемы детей и детства: у
современных детей наблюдается отсутствие представлений о добре и зле, о
пороке и добродетели, у наших детей наблюдается духовно-нравственная
неразвитость. В средствах массовой информации идёт пропаганда цинизма и
насилия, навязывается культ наслаждений и порока, и всё это обрушивается
тяжёлым грузом на неокрепшие души детей. В силу духовной пустоты
семейных отношений подростки тяготятся пребыванием в родительском
доме, заменяя семью компанией друзей. Всё это приводит к вступлению в
жизнь нравственно и духовно неполноценной и инфантильной молодёжи.
Всё это противоестественно и гибельно для России с её многовековой
культурой.
Выход
из
этой
кризисной
ситуации один:
содействовать
укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании
традиционной
ценности семьи, возрождения культурно-исторических
православных традиций. Православная русская культура стала основанием и
источником формирования такой семьи, которая на протяжении многих
веков рождала, воспитывала поколения сильных духом людей, способных
преодолевать такие исторические, экономические и психологические
катаклизмы, которые другим народам были не по силам. Знать о
православной культуре, православных традициях и следовать им не одно и то
же. Именно поэтому следует понимать, что воспитание ребенка в
православных традициях – это прежде всего следование нормам и канонами
тысячелетней христианской веры. Традиции православного воспитания детей
в семье произрастают из трех основных положений:
1)любовь во всеобъемлющем понимании этого слова;
2)ведущая роль отца как главы семейства не только в материальном, но
прежде всего в духовном смысле;
3)почитание родителей и вообще старших.
Православную семью объединяет не столько социальный и материальный
уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в
православной семье необычайно велика. На плечах главы семейства лежит
задача подготовить ребенка к жизненными испытаниям, закалить его
характер и придать душе маленького человека нравственный ориентир
развития. Важно не столько творческое развитие, сколько умение видеть
границы дозволенного; не столько самостоятельность, сколько умение
отвечать за свои поступки. В связи с чем очень важно пересмотреть
формы взаимодействия педагогов
современного
ДОУ
с семьями
воспитанников. Актуальность данной проблемы состоит в том, что детский
сад — первый несемейный социальный институт, первое воспитательное
учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их
систематическое психолого - педагогическое просвещение. От совместной
работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И
именно
от
качества
работы дошкольного
учреждения,
а
в
частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры
родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Создать
и сохранить духовно-нравственную здоровую семью - это значит сохранить
Родину и наше будущее - детей.
Цель педагогического коллектива в работе с семьями воспитанников –
создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать
родителей участниками полноценного образовательного процесса. Для того
чтобы быть настоящим пропагандистом средств духовно - нравственного
воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом
такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся
к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.
При знакомстве с семьями, мы предлагаем родителям в виде презентаций
рассказать о своей семье, родители охотно откликаются на наше
предложение. Так на групповом родительском собрание мы знакомимся с
семьями воспитанников.
«Воспитание есть
процесс
социальный
в
самом
широком
смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше
всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
(А. С. Макаренко).
Педагогам важно соблюдать основные принципы партнерства с семьей:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный
настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится
вся совместная работа.
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в
работе с родителями. Важно учитывать социальный статус, семейные
условия, конкретную ситуацию, уровень психолого-педагогической
культуры, настроение родителей.
Сотрудничество, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки
семьи в сложных ситуациях (семейных, педагогических).
Динамичность дошкольного учреждения в современное время находится в
режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную
систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей,
их образовательные потребности и запросы. В зависимости от этого
меняются и корректируются формы и направления работы ДОУ с семьей,
дополнительные развивающие услуги в ДОУ.
Обращение к родителям по имени и отчеству способствует установлению
доверительных отношений, созданию хорошего настроения, осознанию своей
причастности и значимости к образовательному процессу.
Слово «величать» в современном русском языке означает возносить,
превозносить, прославлять, чествовать, а также называть по отчеству.
Русская культура оставила нам прекрасную традицию — величать друг
друга, оказывая этим уважение не только себе, но и нашим предкам.
Величание — часть русского речевого этикета.
Задачи в работе с родителями воспитанников:
Создание в ДОУ системы работы по духовно-нравственному воспитанию
с родителями; атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки
и взаимопомощи.
Содействие целостному духовно- нравственному развитию дошкольников
и их родителей; приобщение к нравственным и духовным ценностям
православной культуры (семья, ответственность, честь, добро, любовь,
совесть, верность и др.).
Использование
эффективных
форм взаимодействия
с
семьями
воспитанников
по повышению по формированию их сознательного
отношения к духовно-нравственному воспитанию детей, становлению
добрых семейных традиций.
Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических
возможностях, помощь в осознании своей воспитательной роли в семье,
своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Изучение лучшего опыта семейного воспитания, распространение его
среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада
традиций положительного семейного воспитания.
Открытость. Каждому родителю обеспечивается возможность наблюдать,
как живет и развивается его ребенок; принимать участие в мероприятиях
ДОУ.
Эффективные формы работы:
«Беседы с батюшкой» (приглашение священнослужителя).
«Живой диалог»: организация встреч (родительских собраний,
консультаций, Круглых столов с активным участием самих родителей,
обменом опытом).
Анкетирование по вопросам духовно – нравственного воспитания в семье
и ДОО.
Наглядная информация информационный стенд где ежемесячно
выставляется информация о православных праздниках согласно ГКК и
народные приметы и традиции, буклеты, памятки, газеты.
Совместная деятельность, совместное творчество детей и родителей
создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу и в детском саду
и в доме. Совместное творчество восполняет недостаток родительского
внимания.
Фото выставки: «Защитники Отечества», «Наши любимые мамы»,
«Мамины руки на знают скуки», «Папа может все что угодно» и др.
- творческих работ по изобразительной деятельности и ручному труду;
- фотогазеты, консультаций, сообщения, рекомендации.
Совместные мероприятия с родителями : «Покровская ярмарка», «День
Матери», «День Защитника Отечества», «Рождество», «Пасхи и весны».
- Оказание помощи семьям воспитанников и повышение психолого –
педагогической культуры родителей осуществляется с учетом условий:
- Воцерковление. Существует мнение, что ребенку не стоит навязывать
православное воспитание: мол, вырастет — сам выберет веру, придет к
Богу (если захочет).
Ничему не учить и вообще не воспитывать так же безумно, как не читать
ребенку никаких книг: вырастут — сами выберут, что читать. Мы пытаемся
откровенно говорить с родителями о том, что является правильным, светлым,
чистым, проверенным веками. Хотя понимаем, что у многих совершенно
другие ценности и ориентиры в жизни. Пытаемся объяснить, что у детей, в
силу возраста, маленький жизненный опыт, они не могут выбрать, что
хорошо и что плохо. Родители – пример и образец. И от их
поведения, взаимоотношений в семье во многом будет зависеть жизнь
сегодняшнего малыша. В рамках семейного клуба «Возрождения проводятся
совместные встречи где родители и дети знакомятся с православными
праздниками и традициями. «Покров», «Николай Чудотворец»,
«Рождество», «Татьянин день».
Совместные
мероприятия
с
участием
родителей
вызывают
у детей наибольший эмоциональный отклик, гордость за достижения друг
друга.
- выставок совместных работ по изобразительной деятельности, ручному
труду на темы: «Природа и фантазия», «Красота Божьего мира»,
«Рождественские (Пасхальные сувениры», «Весенняя капель»; «Красота
Божьего мира», «Люблю березку русскую»;
- конкурсов рисунков, поделок: « Мордовские узоры», «Портрет мамы»;
Роль отца особенно важна в воспитании детей. Воспоминания детства —
самые светлые, яркие, они светят нам как звездочки всю нашу жизнь. Для
сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца мальчик не
сможет получить представления об ответственном отношении к родным
людям главы семьи – защитника и кормильца.
Воспитатели включают отцов в совместные папины занятия «
Папа делает кормушку для птиц», «Папа изготавливает ящик для
выращивания лука», «Спортивные игры с мячом». Детям важна моральная
поддержка, а родители – главные вдохновители побед своих детей.
Совместные эстафеты, игры способствуют формированию
- доброжелательной атмосферы в семье,
- потребности в здоровом образе жизни,
- сплочению коллектива детей и взрослых.
Очень важно привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей
литературе. Делать это нужно как можно раньше и не только в детском саду.
Если ребенок привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет
желания читать плохие. В группе совместно с родителями организованна «
Групповая библиотека». Мама каждую неделю приходит на группу в роли
библиотекаря. По трудового воспитания. Воспитатели предлагают принять
участие в озеленении и благоустройстве цветочной клумбы около группы.
Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь
в семье. Кого же еще любить, как не самых близких для нас людей — детей,
родных? Любя их, учимся любви к Богу. Ибо как можно полюбить Того,
Кого не видел, не возлюбив тех, с кем живешь?
Приобщение родителей к образовательному процессу способствует
осознанию ими своей роли в воспитании и обучении ребенка, адекватной
оценке своих возможностей; способствует постепенному установлению
гармоничных взаимоотношений взрослого и ребенка. Дети, окруженные
вниманием, поддержкой и любовью в семье, имеют большой потенциал
успешной социализации, формирования духовных ценностей.
В завершение приведу слова императрицы Александры Федоровны,
которая сама являлась образцом матери и жены: "Родители должны быть
такими, какими они хотят видеть своих детей, — не на словах, а на деле. Они
должны учить своих детей примером своей жизни».
Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя
некоторые из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в
просветительской работе с родителями возрастает, ее ничем нельзя заменить.
Таким образом, в основе взаимодействия современного дошкольного
учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления
которого являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они
профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть,
понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности
в воспитании детей.
В дневнике святой императрицы Александры Федоровны есть
удивительные слова: «Мы знаем, что когда Он отказывает нам в нашей
просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той
дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет
нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он всё делает ради нашего
высшего блага».