Елена Ситникова
Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности
«Каждое движение ребенка –
это еще одна складочка в
коре больших полушарий»
Мария Монтессори
слайд№2
В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры.
слайд№3
Публикация «Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способными различать широкую гамму красок, и мир постепенно предстаёт перед ними во всём своём богатстве и многообразии.
С термином «сенсорная культура» тесно связаны такие понятия, как «сенсорное развитие» (необходимое условие успешного овладения любой практической деятельностью, «сенсорное воспитание», «сенсорный опыт».
слайд№4
Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Выделяющиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декрали, а также отечественные педагоги и психологи: Е. И. Тихеева, А. Запорожец, А. П. Усова, Н. М. Саккулина, А. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие – составляет умственное развитие ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
А все формы познания – запоминание, мышление; воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
слайд№5
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в раннем возрасте сенсорное развитие реализуется в различных видах деятельности :
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками:
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто, общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действие с бытовыми предметами – орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок, двигательная активность.
В соответствии с ФГОС ДО для формирования и обогащения сенсорного опыта детей, в группе создали предметно – развивающую среду, которая обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а также возможность общения и совместную деятельность детей.
слайд№6
В качестве одного из методов сенсорного развития применяются дидактические игры. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому ведущей деятельностью в группе раннего развития всегда является игра.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны, развивает умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерность принимать самостоятельное решение, познает мир.
С одной стороны, дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.
Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности. Действуя с предметами, ребёнок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом.
В процессе деятельности у детей развивается мышление, сообразительность, воспитывается сосредоточенность.
Предметами, стимулирующими познавательную активность, служат дидактические игры. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, цвета, величины, но и четкие элементарные представления связи и отношениях вещей, их взаимодействие с окружающей средой.
Использование дидактических игр, помогает развивать у детей первичные волевые черты характера, в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами, стремится к получению положительного результата.
В ходе дидактической игры развивается аналитическое восприятие ребенка. А главное, ребенок познает окружающий мир с радостью непроизвольно.
слайд№7
Целью дидактических игр является формирование сенсорных способностей детей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
- формирование у ребенка систем сенсорных эталонов,
- формирование у ребенка умений самостоятельно применять действия и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Эффективность дидактических игр с детьми во многом зависит от эмоциональности их проведения. Дети быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Для того чтобы удержать игровой интерес ребёнка и в то же время приучить действовать по правилам, заложенным внутри игры, становлюсь непосредственно её участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекаю их в интересный сюжет игры. А помогает ребятам освоить азы сенсорики - «Любопытная пчёлка», которая многое хочет узнать и всем интересуется, она загадывает детям «разноцветные» загадки, читает стихи. (Приложение №2)
Для решения задач я предлагаю следующие дидактические игры.
слайд№8
Для развития тактильного восприятия ребенка используются разнообразные природные материалы и предметы, отличающиеся структурной поверхностью (пластмасс, резиновые мячики, деревянные шарики).
Дидактическая игра «Сухой бассейн».
Используется дляформирования сенсорных эталонов.
Надувной бассейн наполняю пластмассовыми резиновыми мячами. Дети определяют на ощупь.
слайд№9
Игры на зрительное восприятие (цвет, форма, величина).
Восприятие цвета
Задачи:
- Развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами «такой», «не такой»
- Познакомить с названиями основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий)
- развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием.
слайд№10
Дидактическая игра «Подбери по цвету».
- развитие моторики пальцев рук, через действия с другими предметами;
- развитие умения различать и называть цвета;
- развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагается разложите цветные шарики в баночках и подобрать крышки в соответствии с цветом. В ходе игры педагог побуждает называть цвет выбранных крышек и шариков.
слайд№11
Дидактическая игра «Яичко в домике».
- развитие моторики пальцев рук, через действия с другими предметами;
- развитие умения различать и называть 4 основных цвета;
- учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия, действовать целенаправленно, последовательно слева на право, не пропуская ячеек.
Основными цветами закрашиваются ячейки контейнера для яиц. Капсулы от киндер. сюрприза обвязывают соответствующим цветом. Дети должны разложить яички в домики и называть цвет яичек и домиков.
слайд№12
Дидактическая игра «Воздушные шарики».
- Способствовать формированию у детей цветовых представлений, соотносить цвета разнородных предметов.
Детям предлагается завязать ленточку на шарике. При выборе шарика с ленточкой педагог побуждает ребенка к словесному обозначению выбранного цвета.
слайд№13
Восприятие формы:
Задачи:
- развивать умение практически различать форму-перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках
- развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами
- развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм
слайд№14
Игра «Занимательный куб».
- развивать умение различать форму предмета;
- развивать моторику пальцев рук;
умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладыша.
Детям предлагается найти форму в прорези занимательного куба и соответствующую фигуру – вкладыш.
слайд№15
Восприятие величины:
Задачи:
- Закреплять словесное обозначение величины (большой, маленький, больше, меньше)
- Обратить внимание на длину, высоту и ширину
- обратить внимание на относительность величины предметов
слайд№16
Дидактическая игра «Собери пирамидку».
- закрепить словесное обозначение величины (большой, маленький, больше, меньше);
- развивать умение складывать колечки по убывающей величине.
Дети разбирают и собирают пирамидки. Педагог побуждает ребенка к словесному обозначению (большое колечко, маленькое, (высокая, низкая). Пирамидки разного размера.
Дидактическая игра «Сложи матрешку».
- закрепить словесное обозначение величины (большая, меленькая, больше, меньше);
- обратить внимание на относительность величины предмета.
Игра проводится двухсложной матрешкой, затем трехсложной.
Педагог вместе с ребенком открывает матрешку, достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив сравнить их по размеру.
слайд№17
Игры для развития слухового восприятия
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познания.
слайд№18
Дидактическая игра «Как поют баночки» или «Игрушки веселушки»
- развитие тактильных ощущений;
- развитие слуховых ощущений;
- формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира.
Детям предлагается баночки с крупами (гречка, фасоль, манная крупа).
Дети, закрыв глаза, должны позвенеть и определить на звук, у кого баночка громче поет или тихо.
В результате сенсорного восприятия дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
слайд№19
Многие, представленные мною, дидактические игры созданы своими руками совместно с родителями, что способствует вовлечению родителей в образовательный процесс, а у детей в процессе изготовления игр (помогали в меру своих возможностей) развиваются сенсорные способности. Игра, как писал В. А. Сухомлинский, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, а я смогла зажечь этот огонек не только у детей, но и у родителей.