Ольга Комарова
Формирование познавательной активности дошкольников через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление по теме:
«Формирование познавательной активности дошкольников через экспериментирование».
Актуальность:
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют инновационные технологии в свою работу.
Именно поэтому педагог в современных условиях, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, который ищет новые пути развития и образования для личностного развития ребёнка. В своей работе я опираюсь на внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Инновационные технологии благодаря разнообразию форм и методов в полной мере способствуют познавательному развитию дошкольников.
Публикация «Формирование познавательной активности дошкольников через экспериментирование» размещена в разделах
Основным принципом ДОУ в соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов, познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Цель:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования.
Задачи:
• Развитие познавательного интереса детей, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственную зависимость, делать выводы.
• Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
• Формирование у детей умений самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
• Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира, об основных физических явлениях, о некоторых факторах среды.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить опыт работы по теме «Формирование познавательной активности дошкольников через экспериментирование».
1 слайд
В соответствии с ФГОС Государственным образовательным стандартом приоритетным направлением в деятельности ДОУ является
формирование познавательной активности и навыков исследовательской деятельности дошкольников
Поэтому цель моей работы:
Формирование познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность.
2 слайд
Практическая значимость экспериментов состоит в том, что дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать свои мысли, а также дети смогут увидеть некоторые явления природы, и получают массу положительных эмоций.
Именно поэтому, я считаю, что экспериментирование наряду с игрой должно быть ведущим видом деятельности дошкольников.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными.
3 слайд
В работе я использую разные методы и приёмы, это занятия, развлечения, моделирование игровых ситуаций, экспериментирование по сказке и самостоятельная деятельность.
Свою работу начинаю от простого к сложному.
4-6 слайд
Что бы познакомить детей с таким природным явлением как родник. Я предлагаю детям исследовать глину, с помощью игровой ситуации «Подарок для котёнка» где делаем вывод о том, что глина очень плотная, но из неё можно лепить. В игровой ситуации «Угостим лисёнка пирожками» узнали, что песок состоит из песчинок, лепить можно только из мокрого песка. Исследуем состав почвы. И только потом проводим опыт «Как зарождается родник» и делаем открытие что глина плотная и не пропускает воду, а песчинки песка очищают воду.
Использую в работе проектную деятельность.
7-9 слайд
Опыт «Как образуются вулканические острова». Применяя игровую ситуацию «Кораблик для львёнка», рассматриваем камни и приходим к выводу что один камень не тонет, и он не похож на остальные. Дети знакомятся со свойствами пемзы. Далее моделируем опыт извержение вулкана, узнаём, как появляется пемза. И только потом моделируем опыт подводные горы – вулканы. Итог опыта - лава, которая выплёскивается из жерла вулкана, очень быстро застывает вокруг вулкана, образует острова.
10 слайд
Детям очень нравится проводить опыты на основе сказки «Путешествие утёнка», «Любопытный мышонок», где своими руками, не замечая этого создают дождь, радугу, снег.
В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные презентаци, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Например, Дед Знай показывает и объясняет, когда образуются горы, вулканы, когда землетрясения. Потом проделываем опыт с тканью и делаем 1вывод что земная кора постоянно находится в движении.
11 слайд
Перед проведением опыта мы с детьми ставили цель, обговариваем последовательность действий, проводим опыт, делаем вывод и зарисовываем схему общего эксперимента. По окончании экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое.
12 слайд
Для родителей создаю папки –передвижки, использую фотографии детей группы.
13 слайд
Активизируя всё выше сказанное можно сделать вывод: что экспериментирование — это не только ознакомления детей с окружающим миром, но и эффективный способ развития мыслительных процессов, а значит и пространственного мышления.
В процессе экспериментирования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребёнка, которые представлены как целевые ориентиры Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования.
Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным,
счастливым, весёлым, максимально познавательным.
Большое спасибо за внимание, дорогие друзья! Творческих вам успехов!
Выступление проходило в формате "печа - куча".