Марина Владимировна Кузнецова
Опыт работы старшей-средней группы по взаимодействию с родителями по проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и активно взаимодействовать с окружающими людьми.
Публикация «Опыт работы старшей-средней группы по взаимодействию с родителями по проектной деятельности» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.
Взаимодействуя с родителями, педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм, которые сближали бы между собой педагогов, родителей и детей. Мы хотели бы рассказать вам о такой форме, как совместная реализация с родителями различных проектов.
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения ребенком окружающего мира.
Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
• становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
• у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
• возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.
Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?
• участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
• расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
• дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.
В нашей группе в 2015-2016 учебном году и 2016-2017 учебном году было реализовано несколько проектов : «Если хочешь быть здоровым», «Домашние животные», «Дорожная азбука», «Фольклорный праздник «Пасха», «Насекомые».
Проект «Если хочешь быть здоровым».
Цель проекта : Охрана и укрепление здоровья детей, их приобщение к ценностям здорового образа жизни.
Задачи проекта :
1. Решение вопросов развития и укрепление костной, мышечной сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений, а также закаливание;
2. Формирование у детей навыков гигиены, выполнения основных движений, представлений о режиме, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; освоение знаний о своем организме, здоровье;
3. Развивать психические процессы: память через дидактические упражнения «Угадай, что пропало», «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее?», двигательную активность через подвижные игры ««Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу», «Черное и белое».
4. Формирование нравственно – физических навыков; выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно – гигиенических навыков.
В ходе реализации этого проекта мы подобрали детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры, провели беседы «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Беседа о здоровье, о чистоте»». Практическая деятельность включала в себя рисование «здоровая улыбка», лепку «здоровый зуб», аппликацию «моя зубная щетка». Мы разучили с детьми стихи о зубах, прочитали много сказок и рассказов. Для родителей подготовили объявление, в котором подробно описали проект и рассказали, что они могут сделать с детьми дома.
Во время бесед с родителями мы интересовались, что ребёнок говорил, делал, какие трудности возникли и как родители справлялись с этими трудностями, что было неожиданно, что удивило и порадовало. Отклики родителей и наблюдения за детьми позволяют нам сделать выводы, что используя естественные ситуации, родители значительно обогатили и закрепили знания и умения детей по этим темам. Многие родители приняли активное участие в выставке поделок на тему «зубы». Можно было увидеть «королеву зубную щетку» в нарядных платьях, зубки в разных костюмах и др.
Проект «Домашние животные»
Цель проекта : Обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».
Задачи проекта :
1. Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят).
2. Познакомить детей с профессиями людей, заботящихся о домашних животных.
3. Развивать творческое мышление через рисование домашнего животного, лепку и аппликацию, через дидактические игры; воображение через игровую ситуацию «В деревне у бабушки», через сюжетно-ролевые игры «Ферма», «Ветеринарная клиника».
4. Воспитывать гуманное отношение к животным.
5. Воспитывать любознательность через умение ребенка задавать вопросы.
В ходе реализации этого проекта были проведены занятия с детьми, подвижные игры, также подобрана детская литература, иллюстрации.
Родителями были изготовлены маски домашних животных: петух, лошадь, свинья, коза, корова, собака, кошка и т. д., сшиты костюмы: коровы, петухи, собаки, кошки, барана. Благодаря родителям пополнилась коллекция костюмов в нашей «костюмерной». А также с помощью родителей и детей был создан альбом «Домашние животные».
Во время проекта «Дорожная азбука» родителями были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: рули деревянные, напольные дорожные знаки, машины-костюмы из картона, бензоколонка, телефонная будка, светофор, сшиты из материала «пешеходный переход» и «костюмы для инспектора ДПС».
В рамках проведения проекта «Фольклорный праздник «Пасха», многие родители не остались в стороне и принесли поделки «Пасхальные яйца» и «куличи», изготовленные своим руками.
Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.
В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, так как мы видим, как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку.