юлия воробьева
Возможности конструирования для развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на тему
«Возможности конструирования для развития дошкольников».
В ДОУ конструкторы использовались и ранее, но чаще в самостоятельной деятельности детей и носили характер сюжетного конструирования. Идея сделать конструирование процессом направляемым возникла с принятием ФГОС.
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Конструирование. Методические разработки
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Запросы современного общества к формируемой личности таковы, что стало актуальным использование в воспитательно – образовательном процессе технологии образовательного легоконструирования и робототехники.
Посредством использования конструкторов можно эффективно решать множество образовательных задач.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
2 слайд.
Значение конструирования
Развивается : наблюдательность, точное восприятие, память, воля, внимание, пространственное и творческое воображение, математические способности, отвлеченное мышление, умение принимать указания, следовать инструкции, нравственные качества – желание приносить пользу; самостоятельность, самоконтроль.
3 слайд
Ребенок в дошкольном возрасте должен научиться:
-осознавать цели
-разбивать их на отдельные шаги
-выполнять последовательность в строгом порядке
-оценивать достигнутый результат
-вносить коррективы
А для этого необходимо формирование алгоритмических умений:
-умение выполнять алгоритмы
-умение составлять алгоритмы
-закрепление приобретенных умений в игровой и учебной деятельности
4 слайд
Как подчеркивается в исследованиях М. Н. Силаевой, Э. А. Фарапоновой, конструирование относится к числу деятельностей, имеющих моделирующий характер; оно способствует развитию у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формированию у него представлений о целостном образе предмета.
В процессе конструирования благоприятные возможности открываются для осознанного овладения ребенком структурой деятельности в единстве всех ее составляющих компонентов. Дети учатся планировать свою деятельность, определяя последовательность действий, учатся находить способы действий, адекватные поставленной цели.
5 слайд
Установлено, что решение конструкторских задач детьми дошкольного школьного возраста происходит в наглядно-действенном и наглядно-образном плане, поэтому рассматривание предметов и анализ их действий в являются значимыми. Именно поэтому в ряде исследований уделяется особое внимание обучению детей умению целенаправленно рассматривать предметы и анализировать их.
6 слайд
Решая задачу конструирования, дети анализируют фото, чертеж, материал, детали, которые в процессе работы сравнивают, соотносят друг с другом.
Ребенок от простой ориентировки в задании идет к активному поиску недостающей информации, к осмыслению всех этапов работы, ее планированию, поиску вариантов наиболее эффективных путей решения проблемы.
Конструирование становится рычагом, стимулятором умственной и познавательной деятельности, основой для раскрытия и проявления индивидуальных особенностей ребенка, развивается его стремление к познанию окружающей действительности.
7 слайд Конструирование это - продуктивный вид деятельности, так как направлен на получение определенного продукта.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
8 слайд
Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом.
В художественном конструированиидети,создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму.
9 слайд
Также выделяют различные виды конструирования :
Конструирование из строительных наборов,
Конструирование из природного материала.
Конструирование из бросового материала.
10 слайд
Художественное конструирование (конструирование из бумаги и конструирование из природного материала) конструирование из бумаги является самым сложным видом этой деятельности. Поэтому традици-онная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера. Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам, чем к техническим. Создавая образы, дети не только их отображают, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, что говорит о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.
11 слайд Техническое конструирование (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей)
12 слайд
Конструирование по образцу разработано Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
13 слайд
Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер.
14 слайд
Основными приемами обучения конструированию детей дошкольного возраста являются следующие: -Показ педагогом приемов изготовления конструкции или игрушки -Объяснение задачи с определением условий -Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы -Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции -Элементы анализа и контроля
Необходимо, чтобы на занятиях педагог общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал.
15 слайд
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
16 слайд
От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур и простейших конструкторов Лего
17 слайд а далее к более сложным конструкторам Лего.
18 слайд
Лего – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.
Лего – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Работа с Лего-конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру. Использование Лего-технологии в ДОУ позволяют поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии.
Эффективность данной технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, формируются умение думать, сотрудничать со сверстниками, и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе.
19 слайд
Эффективность используемой технологии заключается в следующем
оттачиваются навыки конструирования,
развиваются пространственное и конструктивное мышления,
пополняются знания об окружающем мире,
формируются умение думать,
сотрудничать со сверстниками,
действовать, не боясь ошибиться,
создаётся установка на самостоятельный поиск.
А это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе!
20 слайд
Существуют разно видовые и разновозрастные Лего конструкторы (Лего DUPLO, Лего WEDO, Лего-Конструктор «Первые конструкции», Лего-Конструктор «Первые механизмы», Тематические Лего конструкторы – аэропорт, муниципальный транспорт, ферма, дикие животные и др.).
21 слайд – картинки конструкторов.
Затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы. Конструкторы LEGO построены по принципу от простого к сложному, обладают следующими свойствами : стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения, несет полноценно смысловую нагрузку и знания.
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как Лего-конструирование и образовательная робототехника.
22 слайд
Конструкторы Лего серии Образование (LEGO Education) – это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
23 слайд
Набор ЛЕГО WeDo, обладает рядом характеристик -прежде всего – большим диапазоном конструкторских и моделирующих возможностей.
Конструкторы ЛЕГОWeDo учат детей не только репродуктивным пут м приобретать новые навыки, но и осваивать новые технологии и материалы и применять их в сво м творчестве, побуждает интерес к конструктивной деятельности, который в дальнейшем поможет реб нку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
24 слайд
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод
- детское конструирование обладает широкими возможностями в плане познавательного развития личности ребенка, развития у него активности, воображения и творческих способностей;
-конструктор, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет обучаться в игре;
- чтобы развивать пред инженерное мышление и конструктивно-технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной деятельностью;
-нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов должно быть несколько.