ольга крылова
Опыт работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детском рисунке, тем умнее ребенок" (В. А. Сухомлинский.)
Художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельности способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления, памяти, мелкой моторики и речи ребенка.
Публикация «Опыт работы „Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Педагогам нравится заниматься с детьми лепкой, рисованием и аппликацией. На своих занятиях они внимательно относятся к естественным проявлениям ребенка и не ограничивают его; обеспечивают условия для творческой самореализации детей; уважают позицию ребенка в решении художественных задач и дают свободу выбора; удовлетворяют потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках.
Опираясь на программы авторов наши педагоги создали свои программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности : «Очумелые ручки», «Забавные пальчики», «Мир сенсорики», «А, ну-ка, пальчик расскажи!»,«Наклей-ка!», "Волшебные лучики". В них они используют не только традиционные методики, но и методические разработки, где предлагаются разнообразные формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей в современных условиях.
Целью работы является создание условий для развития художественно-творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников. Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка и не ограничивать его;
- Обеспечивать условия для их творческой самореализации;
- Уважать позицию ребенка в решении художественных задач и давать свободу выбора;
- Удовлетворять потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, т. е. использовать различные техники и материалы.
Чтобы заинтересовать детей, педагоги вводят сказочные образы, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Таким образом развивают фантазию ребенка, а также способствуют усвоению основных нравственно-эстетических понятий. Ребенок постепенно начинает откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Работы детей получаются наиболее полными, живыми, интересными, яркими.
Я считаю, что нетрадиционные техники в продуктивной деятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисуя с детьми, мы развиваем у них интеллектуальные способности, память, внимание, учим детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время занятия рисованием у детей развивается речь, фантазия, творчество. Дети знакомятся с окружающим миром, развиваются как личности. Занятия рисованием расширяют активный и пассивный словарь. На занятиях рисованием педагоги используют не только кисти с красками и карандаши. А предлагают детям рисовать ладошкой, пальчиками, картошкой, ватными палочками, вилками, поролоном.
На занятиях лепкой используют мягкий пластилин и соленое тесто. Лепка содействует развитию личности ребенка. Это - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются изобразительные способности, формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления.
Аппликация в жизнь малыша входит очень рано, маленький ребенок учится захватывать бумагу в кулачок, мнет ее, рвет и бросает. Она незаметно влияет на развитие, укрепляет его пальчики, обогащает сенсорные впечатления, ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги. Педагоги любят заниматься аппликацией, так как она является одновременно и занятиями по развитию речи. Дети создают коллективные поделки, в этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат получается общий.
При обучении детей аппликации используют простейшие приемы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание готовых фигурок, вырезанных взрослым.
Благодаря занятиям лепкой, рисованием и аппликацией мы замечаем, что у детей увеличился словарный запас. Так же у них развились интеллектуальные способности, память, внимание. Дети учаться думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Ведь занятия по художественно-эстетической деятельности способствуют развитию речи, фантазии, творчества.
Подводя итоги проделанной работы хочется отметить, что только творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и грамотно, доступно выражать свои мысли, представления фантазии - не хаотично, а в определенной органической логике.