МААМ-картинки

Опыт работы «Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Люба Бажкова
Опыт работы «Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

воспитатель: Бажкова Л. А.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать, направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Обучение, в занимательной форме усваиваются детьми быстрее, прочнее. Игра, помогает мотивировать детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления, (создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать.)

Публикация «Опыт работы „Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста происходит, когда в образовательном процессе дети участвуют наравне со взрослыми. Ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира.

Если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.

В группе «Радуга» создана развивающая среда для интеллектуального развития детей по всем разделам «Познавательного развития» : формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы.

В группе оформлены: центр занимательной математики, центр речевого развития, центр экспериментирования, которые стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка.

В группе проводится дополнительное образование по развитию у детей логического мышления на кружке «Учимся играя».

Нами создана картотека игровых заданий, которая позволяет работать с детьми индивидуально как с низким темпом развития, так и более с высоким. Очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В своей работе мы используем интеллектуальные игры, тренинги.

Интеллектуальный тренинг - система заданий, преимущественно игрового характера и способы интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому - либо признаку и пр.) сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. Очень увлекательно прошло занятие по дополнительному образованию «В школе математических наук», где в основу развивающих игр были положены три принципа обучения - это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Это позволило разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Занятие было построено в форме кейс- игры. Дети с большим удовольствием открывали задания под звучащую музыку из шкатулки и выполняли их.

Развивающие игры разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

Для развития логического мышления в группе имеются дидактические игры: «Сколько не хватает», «Развивающее лото», «Мы считаем» (задачи, «Сложение» (домино, «Тянем-потянем» (примеры на сложение и вычитание, «Ключики и замочки», «Веселая логика», «Веселый счет», «4 на 4», «Ассоциации», «Компьютер», «Математика» и др. Дети с увлечением играют в них. Те, кто освоил игры, обучают других. Хорошо развито логическое мышление у Тимофея, Игоря, Кристины.

«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания, таких развивающих игр, как:

«Сложи узор», «Сложи квадрат» - можно складывать узоры по образцу или придумывать комбинации кубиков самостоятельно. Игра развивает образное и пространственное мышление, конструктивные и художественные способности, внимание и фантазию.

Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Головоломка», «Умные квадраты», «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Сложи квадрат»и т. п. Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов. К каждой головоломке прилагаются изображения таких силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Эти игры мы используем как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной работы.

Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Дети очень любят играть со счётными палочками. Работают по схемам, сами придумывают образы и выкладывают их разными способами.

На занятиях по математике мы используем «Зрительный диктант», где дети должны запомнить нарисованную композицию из палочек и выложить ее на столе. Это способствует развитию памяти, зрительному вниманию, которое так пригодится в школе.

Шашки, шахматы, «Морской бой»эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Игра учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Играя в шашки и шахматы, дети чувствуют себя более взрослыми, так как в эти игры играют их папы, старшие братья. Кристину родители водят в дом творчества на обучение игре в шахматы, а она учит ребят.

Очень эффективны для развития интеллекта используемые нами такие пособия Бурдиной С. В., как «Ориентировка в пространстве», «Волшебные картинки», «Счет до 20», рабочие тетради М. Безруких «Тренируем пальчики», «Учимся находить одинаковые фигуры», «Цвет», а также пособия Е. Колесниковой «Я считаю до 10». Дети с большим удовольствиям занимаются с ними. Выполняя задания, дети становятся более терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают работоспособность. Учатся решать логические задачи, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.

В группе реализован проект «Люби и знай природу». Продукт проекта – выставка рисунков «Береги природу» и выставка совместных с родителями поделок из природы «В гости к осени на веселом паровозике».Участие в проектах способствует повышению уровня мыслительных операций, умению рассуждать, развитию интеллектуальных возможностей детей, создает условия для максимального развития логического мышления дошкольников, использование дидактических игр развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе

Благодаря таким играм, как «Ассоциации», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кто где живет», «Мамины помощники», «Что из чего сделано», «Профессии» и др., ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.

Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

В группе имеется уголок природы и экспериментирования, которые способствуют познавательному развитию дошкольников посредством организации работы в уголке природы и экспериментирования.

Дети знакомятся или закрепляют названия комнатных растений, наблюдают и ухаживают за ними. Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми, они оздоровляют микроклимат помещения, в котором находятся дети: очищают и обогащают его кислородом. Обращаем внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают группу. Дополняем знания детей новыми сведениями об особенностях жизни и развития растений, их приспособленности к условиям среды. У нас есть паспорта комнатных растений.

Мы с детьми ведем календари наблюдений: за погодой, за наблюдаемыми животными и птицами, за экспериментируемыми растениями. Организуем коллективный труд «Забота о цветах», используя схемы потребностей растений в поливке, освещении и т. д. В уголке природы размещен необходимый инвентарь: лейки, тазы, клеенка, фартучки, тряпочки, палочки для рыхления земли, пульверизаторы. В процессе трудовых действий дети знакомятся с различными свойствами почвы, наблюдают за появлением цветов, развитием листьев. Как дежурства, так и коллективный труд ценны в воспитании у ребят взаимопомощи, каждый ребенок является участником общего дела, приучается выполнять данное ему поручение и доводить начатое дело до конца. Дети принимают участие в уходе за растениями, моют поддоны, цветы.

Ежедневно на прогулке организуем наблюдения окружающей действительности, природных явлений и объектов. По возвращению с прогулки дети самостоятельно (по выбору или назначаем ответственных) фиксируют в календарях природы свои наблюдения.

Таким образом, систематичная и последовательная работа в уголке природы с дошкольниками способствует их познавательному развитию, формированию трудовых навыков по уходу за растениями, обогащению представлений о природе родного края, закладыванию предпосылок экологического сознания.

Во второй половине дня проводим работу с детьми по изготовлению поделок из природного материала. При проведении данного вида работы мы не только сообщаем им дополнительные сведения о растениях, плодах, семенах, но и продолжаем формировать познавательный интерес, стремление проникнуть в тайны природы. Ребятам представляется самостоятельность в подборе материала для создания поделок, воплощения замысла.

В группе имеется коллекция семян зерновых культур, с помощью которой дети знакомятся с трудом колхозников, с их значимостью для жизни всей страны.

В группе имеется развивающая среда для экспериментирования с живой природой: перья, ватные диски, кора деревьев, красители, лейки, брызгалки, губки, шишки, каштаны и т. п.

Для экспериментирования с неживой природой: зеркало, мыло, магнит, лупа, воздушные шарики, целлофановые пакеты, скрепки, резина, спички, песок, глина и т. п.

Проводили эксперименты с воздухом, водой, песком, металлом, магнитами и т. д. Дети учились самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, формулировать выводы и делать маленькие открытия.

Большую помощь в проведении экспериментальной деятельности нам помогают такие пособия, как : «Занимательное экспериментирование», «Играем в науку» Д. Хаузер.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем). При этом дети испытывают большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

И в конце можно сделать вывод, что для того, чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.

Публикации по теме:

Опыт работы «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают,.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его.

Инновационный опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Содержание: 1. Вступительная часть 2. Основная часть 2.1. Практический раздел 2.2. Методы и приемы 3. Заключение 4. Литература «Игра это.

Использование технологий моделирования как эффективное средство развития интеллектуальных и творческих способностей у детей Опыт работы По теме: «Использование технологий моделирования, как эффективное средство развития интеллектуальных и творческих способностей.

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней, очень важно.

Опыт работы «Нетрадиционная техника рисования — как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1 слайд Вашему вниманию хочу представить опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей.

Опыт работы воспитателя по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями» Опыт работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36 комбинированного вида» городского.

Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации» Актуальность В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий.

Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Введение Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при помощи математических игр и упражнений План самообразования воспитателя Бичиковой Татьяны Анатольевы Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 20:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Люба Бажкова (УИ 204477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД