Галина Волкова
Цифровая образовательная среда в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Если мы обратимся к современным законодательным актам то, увидим что одной из главных задач, является повышение качества и доступности образования. Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Развитие образования» на 2018-2025 годы, которая в том числе включает в себя проект «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации», который направлен на создание условий для повышения качества и расширения возможностей образования граждан разного возраста, в том числе, за счет развития цифрового образовательного пространства.
Публикация «Цифровая образовательная среда в детском саду» размещена в разделах
Также мы можем говорить о национальном проект «Образование» на 2019-2024 годы и входящего в него Федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Его задачами являются создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Мир, в котором растут и развиваются наши воспитанники, очень отличается от того мира, в котором росли мы взрослые. Они живут в веке информатизации, и активно осваивают и используют вместе со взрослыми цифровые технологии.
Для них цифровой мир уже часть реальности, это обусловлено их восприятием окружающего мира. Гаджет для них, как часть познания окружающей действительности. Современные дети с помощью компьютерных средств легко получают, быстро запоминают и воспроизводят необходимую информацию. Причина этого кроется в том, что интересный, яркий, «двигающийся» материал лучше удерживается в памяти ребенка.
Дети в процессе самостоятельной и активной деятельности через движение «добывают» и усваивают информацию. Ребенок еще не умеет правильно и четко говорить, а уже знает, как включить телефон или планшет, может найти в интернете свой любимый мультфильм или игру.
Таким образом, для современных детей компьютерные средства являются повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Задача взрослых, окружающих малыша сделать так чтобы использование гаджета не превращалось просто в развлечение, а имело качественное преимущество перед традиционными методами и приемами обучения.
Цельюнашей инновационной деятельности стала создание современной и безопасной цифровой образовательной среды в детском саду.
Мы сформулировали следующие основные задачи в соответствии с национальным проектом «Образование» :
1. Внедрение новых методов и приемов обучения.
2. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды.
3. Формирование системы для обновления своих профессиональных знаний.
4. Формирование системы активного взаимодействия с семьями воспитанников в электронном пространстве.
Работая в инновационном режиме на организационном этапе перед нами стоял ряд вопросов:
- Каким образом построить цифровую образовательную среду детского сада?
а) которая соответствовала бы требованиям ФГОС
б) способствовала бы качественной реализации образовательной программы дошкольного образования
б) обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала для гармоничного развития и саморазвития детей, охраны и укрепления их здоровья
в) удовлетворяла потребности семьи
г) а также какой необходим набор ИКТ-инструментов, использование которого носил бы системный порядок.
Какие Условия и ресурсы необходимы для внедрения инновационной деятельности.
1. Разработка нормативно-правовых документов.
2. Создание творческой группы по реализации инновационной деятельности.
3. Анализ и оценка содержания деятельности, среды, имеющихся ресурсов образовательного учреждения. Мониторинг ресурсного обеспечения.
4. Разработка плана инновационной деятельности.
5. Повышение ИКТ-компетентности педагогов внутри учреждения.
6. Планирование и пополнение материально-технической базы учреждения, ИКТ-инструментов.
Работая в инновационном режиме мы формируем среду таким образом, чтобы она стала единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений : воспитанников, родителей и педагогов.
Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя оборудование, установленное на разных группах детского сада для решения задач разной направленности. Педагоги, работающие на этих группах, изучают конкретный электронный образовательный ресурс и программное обеспечение.
Интерактивные учебно - развивающие комплексы включает в себя интерактивные планшеты с информационной панелью. При их активации происходит автоматическое включение программного обеспечения «виртуальный воспитатель», которое повествует о правилах или ситуационных моделях, изображенных на планшете. Дети их могу использовать самостоятельно, без помощи взрослого. Тем самым мы говорим о том, что новые технологии потихонечку становятся конкурентами педагогу, заменяют его, становятся «виртуальным воспитателем».
Интерактивное развивающее пособия-представлены в виде программного обеспечения, используемого на интерактивной доске или экране. Направлены на развитие психических познавательных процессов, познавательной активности.
Видеотека - созданный и пополняемый педагогами банк игр, заданий и пособий в цифровом формате.
«Виртуальные экскурсии» - возможность побывать в различных уголках Земли не выходя из дома и детского сада. Для этого для каждой группы раздается интернет.
КОНКРЕТНО ПО КАЖДОМУ ЦЕНТРУ
1. Центр «ГОВОРУША» (познание тесно связано с речевым развитием)
Для младшей группы.
- интерактивные игрушки используются на занятиях и в свободной деятельности детей с целью развития речи, мелкой моторики, интелектуальной сферы. Активно используется аудиотека содержащая потешки, песни, сказки в соответствии с возрастом с целью развития речи, внимания, умения слушать, понимать содержание и для отработки артикуляционных навыков.
2. Центр «БЕЗОПАСНОСТИ»
Используется в средней группе.
- в этом центре используется кейс по безопасности который содержит планшеты с разными темами по безопасности и здоровому образу жизни. Умный светофор, интерактивные книги и плакаты, компьютерные игры и видеотека способствуют развитию навыков безопасного поведения детей на дороге и в повседневной жизни.
3. Центр «Цифровой лаборатории НАУРАША»
Находится в старшей группе.
• Наша цифровая лаборатория состоит из 8 модулей, посвященных разным темам:
температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность.
• Датчиками «Божья коровка» оснащены все модули цифровой лаборатории и подключаются непосредственно к компьютеру.
• Дополнительное оборудование находится в тематических лотках.
• Для подключения лаборатории используется программное обеспечение.
Т. О. всё необходимое для работы готово, ничего не надо искать и придумывать самостоятельно.
Измерения и опыты, заложенные в компьютерной программе, обеспечены необходимым оборудованием в цифровых модулях.
3. Познавательный центр «Знайка»
Предназначен для подготовительной группы.
- При использовании интер-доски расширяются возможности представления учебной информации и используется возможность ребенку действовать самому. ИКТ-инструменты способствуют плавному переходу от детства к школе и они уже имеют элементарные представления о компьютерных технологиях что обеспечивает их адаптацию в школьной жизни.
Робомышь.
STEM Робомышь – предназначена для формирования основ начального
программирования у воспитанников старшего дошкольного возраста. С
помощью этого мини-робота дети могут с легкостью изучать
программирование, задавая лого-роботу план действий и разрабатывать для
него различные задания. Робомышь проста в использовании, но работая с ней можно решать все образовательные и воспитательные задачи, так как эта
интерактивная игрушка вызывает у детей положительные эмоции. Она очень
яркая и увлекательная. Используя Колби можно получить хорошие результаты и по ориентировке в пространстве, и по математике, и по развитию речи, и по другим разделам общеобразовательной программы.
Вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс происходит в том числе и по средствам информационно-коммуникационным сетям через внедрение дистанционных образовательных технологий и создание совместных групп родителей, педагогов, специалистов детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В Viber», «WhatsApp», сайта педагогов ДОУ #Сидим дома и не скучаем#, использование в групповых приемных QR-кодов, что повышает эффективность взаимодействия и компенсирует недостаток времени.