Анастасия Белова
Применение ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: "Применение ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда"
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:
Публикация «Применение ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;
2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.
3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.
4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы :
• Формирование произношения.
• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
• Формирование лексико-грамматических средств языка.
• Развитие связной речи.
• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.
Наш детский сад оснащен проектором, экраном настенным и переносным, ноутбуком для демонстрации мультимедийных презентаций, студией аква- и песочной анимации.
В своей работе по коррекции речи у воспитанников за последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе :
1. Отобраны, установлены и используются в работе компьютерные обучающие игры:
1 Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»
2 Компьютерная обучающая программа "Баба-Яга учится читать"
3 Мультимедийная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно"
4 Развивающий мультфильм Роберта Саакянца А,Б,В,Г,Д - Учимся читать
5 Азбука для малышей Развивающий мультфильм Роберта Саакянца
2. Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работы.
Презентационные материалы применяются для :
-развития речевого дыхания;
-автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
-дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
-развития фонематического восприятия,
-развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
-усвоения лексических тем;
-развития навыков словообразования и словоизменения;
-развития связной речи и т. д.
Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.
Также в своей работе использую проецирование этапов деятельности на экран, с помощью проектора.
3. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.
4. Использую аудиопрограммы:
1. «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
2. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова
Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.
4. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.
5. Использую в работе интернет-ресурсы, расположила свое портфолио на https://www.maam.ru.
6. Собрана в электронном виде небольшая Библиотека книг по логопедии.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.