Папки-передвижки

Опыт работы «Технология «Клубный час»

Светлана Тимофеева
Опыт работы «Технология «Клубный час»
▼ Скачать +Заказ

Педагогическая технология «Клубный час» в ДОУ

Дошкольное детство - это особый период в развитии личности, в котором непрерывно формируется самостоятельность. Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни. Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения. Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20 % времени их жизнедеятельности. Как правило, это происходит в специально отведенных режимных моментах (прогулка, свободная игра). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия. Встает вопрос, как создавать такие ситуации, в которых эти качества развивались более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях. Одним из способов реализации этой задачи служит применение педагогической технологии «Клубный час», разработанной старшим научным сотрудником Института социологии РАН РФ Натальей Петровной Гришаевой, которая применяется в течение 15 лет в нескольких ДОУ г. Москвы. Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Публикация «Опыт работы „Технология „Клубный час“» размещена в разделах

Невозможно реализовать педагогическую технологию без четкого определения целей данной работы, а именно:

- Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

- Учить детей ориентироваться в пространстве.

- Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.

- Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

- Учить планировать свои действия и оценивать их результаты. - Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

- Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

- Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты. - Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.

- Приобретать собственный жизненный опыт - переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Безусловно, проведению самого «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа. Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

• Во-первых, тематику «Клубных часов», перспективный тематический план К. Ч. на полугодие. Это необходимо сделать т. к. «Клубный час» может проводиться различных формах; как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм проведения прогулки или как форма проведения досуга.

Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа». «Свободный» К. Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

«Тематические» К. Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт».

«Деятельностный» К. Ч., когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.

• Во-вторых, педагоги определяют периодичность и длительность К. Ч., как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем.

Одним из главных условий проведения К. Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

• В-третьих, определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»

- Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

- Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.

- Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми. - Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ - Говори спокойно.

- Ходи спокойно.

- Возвращайся в группу по сигналу звонка.

- Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

• В-четвертых, разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч. Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. Педагоги определяют сигнал окончания К. Ч., например, звонок колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам (группам, давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы.

• В-пятых. Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч. C детьми так же проводится предварительная работа :

• организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать во время К. Ч. и кто хотел бы на него пойти?»

• обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся.

• определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.

• выдается план (карта, что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К. Ч. После завершения К. Ч. все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем садятся на ковёр, проводится рефлексивный круг (Можно зажечь свечу, включить медитативную музыку.) После проведения каждого К. Ч. на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями

Коллектив нашего детского сада активно применяет на практике авторскую технологию эффективной социализации Н. П. Гришаевой «Клубный час». К каждому мероприятию была тщательная подготовка, разрабатывались план и сценарий его проведения. Определялся сигнал окончания клубного часа - звонок колокольчика. В день организации клуба воспитатели групп проводили утренний сбор, на котором при первом проведении клуба знакомили, а потом уже повторяли правила поведения детей при свободном перемещении по детскому саду. А что происходило после всей этой подготовки! Хочется отметить при организации самого первого клубного часа удивленные вопросы детей, которым в этот день позволено ходить по детскому саду без воспитателей: «Мы что, одни будем ходить?» После утвердительного ответа в детских глазах появляется искренний блеск, азарт. Ребята с восторженными глазами ходили по детскому саду и самостоятельно находили свой клуб по интересам. Сотрудники детского сада выполняли роль наблюдателя. При необходимости предлагали растерявшемуся ребенку обратиться за помощью к сверстнику. Согласно технологии была введена система «Красных кружков». Каждому ребенку на время проведения воспитателем выдается по три красных кружка, которые кладутся в сумочку. На протяжении всего клубного часа кружки может забрать любой взрослый, если ребенок не соблюдает правила поведения на. Их ребенок отдает на рефлексии после К. Ч. И если у него не будет хватать одного или двух кружочков, он должен будет рассказать кто и за что их у него забрал. На следующем кругу дети совместно с воспитателем уже решали, сможет ли этот ребенок пойти на следующий К. Ч. или его пропустит. В этом учебном году нашим воспитанникам особенно запомнился клубный час, приуроченный ко Дню народного единства. В музыкальном зале детей старших и подготовительных групп встретили хозяйки в национальных костюмах, и сказав приветственное слово на своем родном языке, пригласили в гости в своё жилище – русскую, чувашскую и татарскую избы, башкирскую юрту. Заранее были подготовлены пригласительные билеты, одна сторона которого была определённого цвета, а на другой картинка хозяйки в национальном костюме. Дети, по своему желанию выбрав пригласительный билет, по стрелкам идентичного цвета с билетом, расположенным на панелях стен здания детского сада, самостоятельно добирались до выбранного ими жилища. Картинка на билете должна была совпасть на входной двери группы, где располагались жилище. Каждая хозяйка подготовила интересную развлекательную программу для маленьких гостей, в которую входили народные игры, чаепитие с национальным блюдом, театральные постановки народных сказок. и в завершение - памятный сувенир, который дети мастерили сами: в русской избе - подкова, в башкирской - тюбетейка, в чувашской – подвеска из солёного теста с орнаментом, в татарской – узелковый оберег из ниток. В процессе такой работы дети узнали о том, как жили наши дедушки и бабушки, что они носили, какие песни пели, в какие игры играли. Уверены, что полученные детьми впечатления создали почву для уважения к родному краю, его людям. Не менее интересным был и клубный час, приуроченный к празднику «День матери». Были вовлечены дети и средних групп. Внимательно рассмотрев образцы заранее подготовленных педагогами открыток, выбрав для себя наиболее ему понравившуюся, ребёнок находил мастерскую с такой же открыткой на входной двери, войдя в которую, видел, что его здесь ждут. Рабочий материал заранее подготовлен, дети приступали к творению своей открытки для своей мамы. Уже в своей группе разглядывали открытки своих одногруппников, было интересно, что почти у всех они разные. Клубный час по теме «День художника» проходил примерно в том же формате, только образцы своего рисунка дети выбирали накануне вечером, пройдя всей группой по детскому саду. Воспитатель просил запомнить маршрут, где находится мастерская выбранного ими рисунка. В это мероприятие также были привлечены дети и средних групп.

Клубный час «Чайные церемонии» знакомил детей с традициями разных стран – России, Англии и Китая. Представительницы этих стран этих стран встретили гостей, рассказали о традициях чаепития своей страны, затем угостили гостей чаем, соблюдая свои церемонии. После каждого мероприятия поводился в группе рефлексивный круг. Одним из главных плюсов, на наш взгляд, в использовании технологии «Клубный час» в нашем детском саду, является то, что здесь приветствуется попытки каждого ребёнка проявить самостоятельность в выборе средств воплощения своих интересов. Каждое мероприятие было яркое и запоминающиеся, заряжало детей эмоциональностью, создавало атмосферу дружбы между детьми всего сада, помогало раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого. Приятно радует реакция детей на проведение К. Ч. Они с нетерпением ждут его начала. Узнав, что завтра будет К. Ч., просят родителей привести их обязательно в этот день. Мы планируем продолжать внедрять данную технологию, разрабатывать новые темы с учётом интересов наших воспитанников.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи»Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи» Уважаемые коллеги, сегодня мы принимали участие в международной научно-практической конференции, которая проходила в Петербурге. Мы провели.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Технология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДООТехнология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДОО Уважаемые коллеги! Представляю вам технологию тимбилдинга. Данный материал могут использовать в работе старшие воспитатели или методисты.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Технология «Клубный час»
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 20:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Технология «Клубный час»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тимофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД