Наталья Гусева
Профильная школа инклюзивного дошкольного образования в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Заседание 1 профильной школы инклюзивного образования в ДОУ
2020-2021 уч. год
Тема ПШ на 2020-2021 учебный год: «Создание условий для работы с детьми с ОВЗ. Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ».
Тема заседания № 1: «Формы реализации содержания инклюзивного образования в ДОУ».
Дата: 22.12.2020г.
Место проведения: МДОУ «Детский сад №27».
Публикация «Профильная школа инклюзивного дошкольного образования в ДОО» размещена в разделах
Контингент: для воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ заместителей заведующих по ВМР и старших в ДОО.
«Образование – право каждого человека,
имеющее огромное значение и потенциал.
На образовании строятся принципы свободы,
демократии и устойчивого развития…
нет ничего более важного,
никакой другой миссии, кроме образования для всех…», 1998г.
Кофи Аннан. дипломат из Ганы,
7-й Генеральный секретарь ООН,
специальный посланник ООН и ЛАГ в Сирии,
лауреат Нобелевской премии мира 2001 года.
Немного из теории вопроса:
Каждый ребенок, согласно многим нормативно-правовым документам, как мы уже в прошлом году говорили, имеет право на получение образования. Существование таких категорий детей, как ребенок с ОВЗ, требующих специальных условий для обучения и воспитания, способствовало развитию разных вариантов обучения, возникновению новых специальных профессий, подходов, методов. Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространстве считается передовой. Такой инновационный способ организации образовательного процесса позволяет не только унифицировать систему распределения дошкольников по учреждениям, но и создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей без исключения.
Образовательный процесс детского сада уникален и предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, и, что важно, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Но если мы начинаем создавать специальные условия лишь для «особых» детей, то нарушается принцип равенства других детей. Чтобы сохранить его, мы должны научиться работать со всеми детьми, с учетом их индивидуальных особенностей. Распространение инклюзии на детей в образовательных организациях, представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Это распространятся и на таких детей, как одаренные дети, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Многие исследователи отмечают, что эффективность инклюзии в образовании во многом зависит от специальной подготовки педагогических кадров. Данное условие предлагает определенные требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе :
– огромную роль играют знания теории развития детей, а также владение педагогами разнообразными методами обучения и воспитания;
– наличие способности понять и оценить многообразие детей в каждой группе детского сада и понять индивидуальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка;
– педагогам необходимо способствовать индивидуальному росту воспитанников в соответствии с собственным темпом развития;
– необходимо предоставление детям возможности выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах.
Неразвивающийся педагог никогда не воспитает гармонично развитую личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма позволит успешно организовывать инклюзивное образование дошкольников.
Почему нам это необходимо?
Дошкольная организация давно переросла свои первоначальные функции. Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Из Профстандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) утв. Пр. № 544н Мин. труда и соц. защиты Российской Федерации от 18.10. 2013 г. следует:
Необходимые умения -
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании : обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ.
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.)
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
Трудовые действия -
-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
-Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных, необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др., дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
-Оказание адресной помощи обучающимся.
-Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
-Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
-Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
От теории к практике:
Мы хотим поделиться с вами нашим опытом работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В нашем ДОО, наряду с обычными детьми воспитываются дети с ОВЗ. Основной контингент составляют дети с недостатками речевого развития, а также один ребенок с нарушением зрения.
В настоящее время родители детей с ОВЗ имеют право выбирать форму получения образования своим ребенком. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья в общеразвивающих ДОО. Такой рост выдвигает коррекционное направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Поэтому подбор эффективных методов и приемов, учитывающих специфику детей с ОВЗ, является актуальным.
Основная специфика работы по сопровождению детей с ОВЗ заключается в постоянном психолого - педагогическом сопровождении их грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. В нашем дошкольном образовательном учреждении налажено тесное сотрудничество между воспитателями группы, специалистами ДОУ (учителем-логопедом, музыкальным руководителем) и родителями.
У нас организуется инклюзивное образование детей с ОВЗ среди сверстников в обычной группе, так как в ДОУ нет специализированных групп.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступает ребенок с ОВЗ, обследованием занимается специалист учитель-логопед, а так же воспитатели группы.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
• беседа с родителями;
• получение данных о здоровье ребенка от медицинского работника (из медицинской карты);
• обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
• Изучение рекомендаций ПМПК.
Далее под руководством учителя-логопеда в дошкольном учреждении разрабатывается индивидуальная карта развития ребенка, которая представляет собой как бы модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО (учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя).
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
• Ведет тетради взаимодействия как с родителями, так и с воспитателями.
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Дополнительно использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики, самомассажа и других элементов здоровьесберегающих технологий и т. п.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Так же, одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы с детьми с ОВЗ является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и, в последствии, становление личности ребенка.
Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов метода сенсорной интеграции, создателем которого является Джин Айрес - научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в общую систему инклюзивного образования в ДОУ.
Метод сенсорной интеграции в работе с детьми предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорные системы.
Сенсорная интеграция - неврологический процесс, который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и дает возможность нам эффективно функционировать в окружающей среде.
Иными словами всё то, что мы получаем через внешние ощущения от органов чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) поступает в мозг, обрабатывается там и выдается нам в виде некоторого знания о предмете. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. В процессе развития восприятия, ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.
В связи с этим, одна из основных задач развития детской деятельности – повышение интереса к обучению через сенсорные стимулы. При этом, необходимо организовать и заинтересовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы появилась мотивация к деятельности.
Ведущая деятельность дошкольников – это игра, поэтому наши педагоги стараются использовать как можно больше игровых приемов в работе с детьми. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.
В рамках этой работы нашими педагогами активно используются бизиборды и бизидома. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности, позволяющие гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы. Данное оборудование не только приобретается организацией, но и изготавливается нашими педагогами самостоятельно.
Занимаясь с бизибордом или бизидомом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у них дома, но и развивают определё нные навыки:
мелкую моторику (основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия);
координацию движений (этому способствуют дверные цепочки, защёлки, шнуровки. Для ребенка с ОВЗ тяжело с первого раза будет попасть ключиком в замок, повернуть ручку. С помощью бизборда он учиться управлять своими руками.);
усидчивость (дети с ОВЗ неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий);
логику (начинают понимать, что сначала открываем щеколду, а только потом откроется дверца; формируются причинно-следственные связи);
цветовосприятие ( в оформлении доски или бизидома используются разные цвета радуги: разноцветные пуговицы, шнурки, ленточки, фигуры и пр. Таким образом, ребенок знакомится с эталонными представлениями о цвете, форме, размере);
изучение слов и изучение мира (за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями. Когда ребенок откроет дверцу, он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки. А если взрослые будут повторять при этом его название, то ребенок вскоре запомнит это слово);
воображение (ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь);
память (нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша.).
В процессе игры с бизибордом, наши воспитанники не только развивают сенсорику, но и учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить, или помогают это сделать своим друзьям. Часто, можно наблюдать ситуации, когда дети совместно ищут различные способы решения возникшей проблемы. Поэтому, здесь мы видим роль бизиборда и бизидома и как формы развития коммуникативности, воспитания чувства толерантности, сотрудничества и взаимопомощи дошкольников.
А еще бизиборды и бизидома усиливают познавательный интерес, от которого зависит успешность всего последующего обучения ребёнка.
Еще одна наша находка в работе с детьми в ОВЗ – использование интерактивных музыкальных игр.
У воспитанников с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Это отмечается на фоне неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, повышенной истощаемости. У таких детей снижена мотивация к обучению, отмечаются трудности в планировании деятельности.
Интерактивная игра - это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей в современной и интересной для детей форме.
Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
Кроме того, занимаясь с интерактивной игрой самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.
Интерактивность музыкальной игры заключается в непосредственном взаимодействии воспитанников с игрой. Дети танцуют под музыкальное сопровождение, следуя указаниям в игре: словесным и наглядным. Наглядные указания представлены в виде условных обозначений, которые оговариваются с ребятами заранее. Изучив условные обозначения, дети самостоятельно, без помощи педагога, выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.
Использовать данное игровое пособие возможно индивидуально и с группой детей, как отдельный продукт, и как элемент непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на развитие музыкально-ритмических движений.
Данные игры вызывают у детей:
- познавательный интерес;
- способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;
- могут служить средствами развития двигательных качеств;
- развивают общую моторику, координацию;
- развивают двигательную память;
- повышают работоспособность головного мозга;
Таким образом, основываясь на нашем опыте, можно сказать, что применение современных развивающих и интерактивных технологий в работе значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ.
Приложение:
Памятки для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Картотека логоритмических упражнений для детей с ОВЗ.
Музыкальная интерактивная игра «Танцуем с вами, танцуем сами»