Заворина Наталья
Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС (из опыта работы)
Федеральный государственный образовательный стандарт – эти 4 слова, которые изменили мир нашей дошкольной жизни и всех ее обитателей: педагогов, детей, родителей.
Как известно, всякое нововведение всегда пугает, было такое чувство и у нас. Но очень интересовал вопрос: почему возникла необходимость замены ФГТ на ФГОС?
Прочитав интервью с руководителем рабочей группы по разработке ФГОС Асмоловым, в которой он объяснял необходимость такого перехода (ребенок должен полноценно прожить детство, т. е. наиграться, стало все понятно.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС (из опыта работы)» размещена в разделах
Естественно было сложно перестроиться с ФГТ на ФГОС, не смотря на то, что самые важные концептуальные положения одинаковы: комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса, принцип интеграции образовательных областей и видов детской деятельности, сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.
Но требования стандарта можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса, т. е. внедрение в процесс инновационных форм и способов ведения образовательной деятельности, видоизменить наполняемость развивающей предметно – пространственной среды группы и участка, чтобы они обеспечивали собственную активность ребенка.
И начался процесс работы по внедрению стандарта, который очень скоро привел к пониманию того, что один из наиболее ярких, развивающих интересных и значимых методов работы, как для взрослых, так и детей, является проектная деятельность.
Именно проекты способны увязать образовательный процесс с реальными событиями, кроме того именно проектная деятельность позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, позволит повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, творческий потенциал, умение самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.
В концепции ФГОС, особое внимание уделяется взаимодействию педагога с семьей, как основными партнерами, а именно проектная деятельность нуждается в постоянном внимании, помощи, сопровождении со стороны взрослого, т. е. носит характер сотрудничества, в котором участвуют дети, педагоги, родители.
И родители могут быть не только источником информации, реальной помощью и поддержкой, но и быть непосредственными участниками образовательного процесса, испытывая при этом чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей, обеспечивая ребенку двойную защиту и эмоциональный комфорт.
За прошедший период были реализованы разные по своему типу и продолжительности проекты.
Например: проект «Красота спасет мир!». Внутри этого проекта мы провели конкурсы «Ажурные снежинки», конкурс пословиц и поговорок о красоте, конкурс «Узоры Деда Мороза».
Было проведено занятие с использованием презентации «Красота природы, красота души!»
И как любой проект он закончился творческой работой взрослых и детей : совместно с детьми был сделан коллаж с использованием нетрадиционной техники рисования и с участием и помощью родителей был проведен досуг «Длинная коса – девичья краса»
Следующий среднесрочный проект был «Путешествие в страну здоровья», где родители вместе с детьми искали поговорки и пословицы о здоровье, участвовали в конкурсе рисунков «Я хочу быть здоровым», с помощью родителей пополнилось нетрадиционное оборудование для физического развития.
Закончился проект изготовлением совместно с детьми коллажа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Весь прошлый год мы работали над долгосрочным проектом «Страна красивой речи», в рамках которого было проведено районное открытое занятие.
Были проекты темы которых предложили сами дети. (Это «Волшебное зеркало», «Зачем нужна зима», «Земля и ее обитатели» и др.
В ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, свою индивидуальность, а все это благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию правильной самооценки, реально изменяет и обогащает педагогический процесс.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: процесс внедрения ФГОС в работу ДОУ осуществляется, коллектив в процессе работы пробует, изменяет, принимает определенные решения, ищет новые формы работы, ответы на возникающие вопросы.
Естественно, реализация ФГОС не может пройти без определенных проблем, но как говорят в народе: «проблем не бывает у тех, кто не работает».
В работе всегда нужно видеть позитив. Ведь решение каждой проблемы ведет коллектив к новым перспективам в работе, т. е. изучение и внедрение в практику инновационных образовательных технологий.