Иванова Ольга
Презентация опыта работы «Безопасность детей дошкольного возраста в системе ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных.
Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждениях всех видов и уровней. Наиболее уязвимой категорией, подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать основы безопасности.
Публикация «Презентация опыта работы „Безопасность детей дошкольного возраста в системе ФГОС“» размещена в разделах
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.
Не так давно мне на глаза попалась статья поискового отряда «Лиза Алерт». Волонтеры провели эксперимент. С согласия родителей волонтёры должны были увести детей. В мероприятии приняли участие 50 семей. Родители на какое-то время отставляли детей в одиночестве и наблюдали за их поведением. Никто не предупреждал малышей о том, что это игра и всё безопасно. Волонтёры «Лизы Алерт» выступили в роли злодеев и, показывая малышам фотографию котёнка или рассказывая о том, что он потерялся, просили детей помочь в поисках. Дети с радостью соглашались и уходили с незнакомыми «дядями» и «тётями». Как отмечали волонтёры, часто рядом сидящие на лавочках взрослые не обращали на это никакого внимания. Волонтёры отметили, что большинство детей знают, что ходить с чужими никуда нельзя, но и для них можно подобрать «заветные слова». «Несколько детей после предложения сходить за котё нком отвечали: "Нет, мама (папа) сказали с незнакомыми никуда не ходить", на что им говорили, мол, я же девочка, я же не могу тебя украсть. Дети вставали и шли.»
Поисковики отряда признали, что эта акция показала худшие за четыре года результаты – из 57 детей на поиски котёнка не отправились только 15 человек. После этого я задумалась, ведь наши дети на самом деле очень часто подвергаются опасностям, и не всегда умеют им противостоять.
Поэтому я решила реализовать с детьми проект «Безопасность дошкольников». Чтобы обеспечить безопасность и здоровье детей нужно дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, а также, развить самостоятельность и ответственность.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Моя работа с детьми была построена на коммуникативно-познавательной основе, что позволяло детям развивать творческую самостоятельность.
Реализация проекта проходит по шести направлениям:
Пожарная безопасность
Ребенок и дорога.
Незнакомые люди.
Ребенок и природа.
Здоровье ребенка.
Ребенок дома.
Мы с ребятами разыгрывали ситуации, которые могут произойти с ними на улице, и учились правильно решать их.
Была проведена серия занятий по изучению работы экстренных служб. Подробно рассмотрели ситуации, когда нужно вызывать пожарных, когда полицию, когда спасателей или врачей скорой помощи (рассматривание иллюстраций, плакатов с разными ситуациями, просмотр презентаций и мультфильмов, беседы).
Мы с ребятами посетили музей пожарной безопасности в городе Ленинске- Кузнецком. Дети узнали, что это единственный музей в России, где собрана самая разнообразная коллекция пожарных автомобилей. Нам рассказали, что техника до сих пор принимает участие в парадах; и технику не собирали по разным регионам, все экспонаты собраны исключительно на территории Кузбасса.
Также пригласили в гости инспектора ГИБДД, он провел профилактическую беседу о Правилах дорожного движения. Инспектор полиции отметил, что необходимо с ранних лет неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Вместе с полицейским дети вспомнили основные правила безопасного поведения на дороге и дорожные знаки.
Также с детьми мы совершили экскурсию в Драченинскую врачебную амбулаторию. Дети узнали о работе врачей и фельдшеров, ребятам рассказали для чего существует скорая помощь. Осмотрели машину скорой помощи, готовой к выезду в любую минуту.
Проект дал возможность сформировать у детей умение реально оценивать опасные ситуации и воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Детскому саду и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа по формированию у них культуры безопасного поведения. В дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Но можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации.
Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.