Валентина Мацакова
Выступление на августовской конференции «Знакомство с малой Родиной как средство патриотического воспитания в условий»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Введение.
2. Актуальность. Цель и задачи.
3. Реализация работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников.
4. Заключение.
Введение.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося педагога В. А. Сухомлинского
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
Публикация «Выступление на августовской конференции „Знакомство с малой Родиной как средство патриотического воспитания в условий“» размещена в разделах
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, так как дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей республики. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. И от нас педагогов во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность.
В соответствии с актуальностью решения вопросов патриотического воспитания я решаю следующие цели и задачи: сформировать у детей духовно - нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, сформировать знания о малой родине через совместную творческо-познавательную деятельность детей, воспитателей и родителей.
3. Реализация работы по патриотическому воспитаниюдошкольников.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, особенности региона, где он живет. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив характерное, только для данной местности, доступно показать связь родного села со всей республикой. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свой край, поселок и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашем детском саду создана ПРС, целью, которой является в первую очередь воспитание нравственно-патриотических чувств. В группах созданы уголки краеведения, где собран весь материал, атрибуты по знакомству детей с малой родиной, макеты кибитки, куклы в национальных костюмах и т. д.
Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей : с историей и достопримечательностями родного села, республики, животными и растениями; с государственными символами; с калмыцкими народными традициями и обычаями. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, к малой родине.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.
Мы живем и работаем в маленьком районном центре, который не всегда можно и на карте найти. Но наш поселок красив и уникален по своему- обычаями, традициями населяющего его народа. Наша малая Родина –поселок Большой Царын, расположен в северной части Республики Калмыкии. Здесь удивительно сочетаются культуры, верования (самые основные из них - это буддизм, православное христианство. Это наша история, наше прошлое, которое подрастающее поколение, должно знать, чтобы строить своё будущее.
Работу по патриотическому воспитанию мы реализуем в образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельностях, для которых создаемпредметно-развивающую среду и в работе с родителями.
Реализуя поставленные цели, я использую различные формы работы с детьми и родителями : проектная деятельность, экспериментально-исследовательская, развивающие игры, музейная педагогика, культурно-досуговая и др.
«Калмыцкий чай», «Энкр мини азр», «Традиции семейного воспитания», «Тюльпан-украшение степи» и т. п. В процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей, создаётся воспитательное пространство детского сада, которое формирует личностно-значимые качества.
Создала авторскую игру –пособие «Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Приложение: продемонстрировать участникам конференции наглядную информацию по пособию.
Для повышения профессиональной компетентности в вопросе патриотического воспитания мною была проведена работа по самообразованию «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к семье и родному краю» и кружковая деятельность «Алтн булг».
План по кружковой деятельности состоит из 3 блок.
Первый блок: «Моя семья, моя родословная»
Родителиоформили свое семейное древо. Было проведено нетрадиционное родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже».
Второй блок: «Моя малая родина-Республика Калмыкия».
Третий блок: «Моя малая родина - Большой Царын» Воспитание любви к родному поселку- одна из задач патриотического воспитания детей.
Работа с родителями. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей.
Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов для уголка, ежегодно принимают участие в спортивном состязании «Малая Джангариада», конкурсах, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, макетов, рисунков и фотографий на тему "Моя семья", "Как мы отмечаем национальный праздник «Цаган сар», «Зул»", анкетировании, в клубе «Здравушка» - «Джангар-бессмертный эпос предков» физкультурный досуг «Внуки Джангара», «Брейн-ринг «Знатоки родного края» совместно с педагогом дополнительного образования, в конкурсе чтецов произведений калмыцких писателей, в смотре-конкурсе «Куклы в национальных костюмах», изготавливают альбомы и книжки –малышки о Большом Царыне, макеты хурула, парка отдыха. Т. е. родители проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду и дома, активно участвуют в жизни детского сада.
4. Заключение.
В перспективе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном поселке, дать представления о малой родине.
В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое и настоящее своей малой родины, так как им строить её будущее. Мы, педагоги хотим и делаем всё возможное, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной язык, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей малой родины. И закончить свой доклад мне хочется словами Михаила Васильевича Ломоносова: «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего»