Татьяна Феофанова
Выступление на районном методическом объединении
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное образовательное дошкольное учреждение
г. Новосибирска «Детский сад № 346 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»
«Укрепление здоровья дошкольников в процессе дополнительной физической нагрузки, направленной на формирование читательской грамотности»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
1 квалификационной категории
Феофанова Т. Ю.
Здоровье – великая ценность. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это цель всех родителей и одна из главных задач педагогов.
Публикация «Выступление на районном методическом объединении» размещена в разделах
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста (дефектов осанки, плоскостопия) приобрела особую актуальность. Это связано с тем, что среди всех функциональных отклонений в состоянии здоровья дошкольников эти заболевания имеют наибольший удельный вес.
При этом многие исследователи указывают на то, что целенаправленные занятия физическими упражнениями имеют исключительное значение для формирования опорно-двигательного аппарата детей. А использование дополнительной физической нагрузки в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий, является эффективным средством оздоровления и коррекции нарушений, позволяющим в целом повышать уровень здоровья дошкольников.
Основными причинами, к внедрению дополнительной физической нагрузки в нашем дошкольном учреждении стало:
-Увеличение числа детей с врожденной патологией разных органов и систем,
-Ухудшение экологических условий, негативно сказывающихся на способности детского организма к адаптации,
-Малоподвижный образ жизни детей, предпочтение игр на электронных устройствах,
-Высокая загруженность родителей на работе, недостаток времени на занятия с детьми,
-Низкая доступность медицинской помощи – удаленность поликлиник, стационаров, строгий график работы, большие очереди.
Таким образом, детский сад оказывается наиболее доступным местом, где малыши могут регулярно тренироваться и укреплять здоровье.
Цели и задачи дополнительной физической нагрузки (ДФН)
Содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть и профилактика плоскостопия.
Задачи:
- развивать физические качества, двигательные умения и навыки,
-развивать и формировать правильную осанку и правильное развитие свода стоп, формировать мышечный корсет, развивать координационные способности, нормализовать эмоциональный тонус, приобрести необходимые знания в области ДФН и их применение в повседневной жизни,
- воспитывать потребности самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.
На протяжении 5 лет, столько работает наш кружок «Крепышок». Исследования показали, что регулярные занятия ДФН помогают бороться с гиперреактивностью, делают детей усидчивыми, менее агрессивными, так как направляют избыток энергии в полезное русло.
Особенности проведения занятий ДФН:
Все занятия дети занимаются босиком!
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.
Занятие состоит из 3-х частей:
1. Вводная -5-7 мин. Организация детей перед тренировкой, приветствие, стойка у стены, ходьба обычная, ходьба на носках, на пятках.
2. Основная – 15-20 мин. Выполнение комплекса упражнений, направленных на укрепление различных органов и систем, включая гимнастические элементы со спортивными снарядами.
3. Заключительная – 3 мин. Плавное возвращение детей к состоянию покоя – малоподвижные игры, дыхательная гимнастика, массаж.
Чтобы заинтересовать ребенка тренировками, провожу их в игровой форме, параллельно рассказывая какую-нибудь увлекательную историю, сказку, загадываю загадки. Например, выполняя упражнения, дети могут представлять себе, что они собирают ягоды, грибы, плывут по морю, летают, расправив крылья, прыгают как зайчики или накачивают шины у машины и т. д.
Для детей определенный интерес представляют занятия с использованием спортинвентаря – мячей, обручей, палок, фитболов. Для профилактики плоскостопия дети ходят по ребристым дорожкам, канату, палочкам, занимаются с массажными мячиками. В заключении занятия провожу малоподвижную игру «Цыплята», где дети пальцами ног собирают киндер-игрушки. А на занятиях с фитбольными мячами – «Собери бусы», «Раз, два, три- в кружок соберись», «Разноцветные мячи» и т. д.
Традиционно лечебная физкультура воспринимается как один из элементов закаливания, который способствует адаптации к условиям окружающей среды. В детском возрасте она особенно важна, поскольку в этот период происходит активный рост и формирование всех систем организма.
Таким образом, ДФН – своего рода инвестиция в будущее. Если человек с детства приучиться к спорту, будет гармонично развит, крепок и вынослив – все это поможет ему избежать проблем со здоровьем в старшем возрасте.