Елена Трухачева
Музыкально-образные движения как средство развития выразительного исполнительства
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном МО «Музыкально-образные движения как средство развития выразительного исполнительства»
Подготовила:
Трухачева Елена Юрьевна
Основные понятия
Музыкально-образные движения в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Наравне с другими видами деятельности музыкально-образные движения помогают донести содержание музыкальных произведений, зародить у детей любовь к искусству. Играя и танцуя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.
Публикация «Музыкально-образные движения как средство развития выразительного исполнительства» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальный образ – это воплощенные в музыке чувства, переживания, мысли, размышления, действие людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества и т. д.)
Музыкальный образ складывается с помощью разнообразных средств выразительности (мелодическая линия, ладовая окрашенность, временные соотношения, гармонии, нюансы, которые необходимы для выражения эмоционального содержания произведения.
Назначение музыкально-образных движений (упражнений) различно: 1) для совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки);
2) для предварительного разучивания движений к играм и пляскам;
3) для композиционной завершенности музыкально-ритмических движений.
Последние упражнения большей частью проводятся с предметами: обручами, лентами, мячами, цветами. В процессе проведения упражнений должно быть место для развития детской инициативы.
Образные упражнения представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных трудовых действий и поведения птиц, зверей и т. д. Они являются ценным моментом развития воображения и творческой активности дошкольников. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют им самостоятельно избирать движения, выражающие повадки поведения того или иного персонажа, движения, имитирующие езду транспорта, полет самолетов, некоторые действия рабочих профессий.
Цель музыкально-образных движений состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.
Задачи музыкально-образных движений :
1) учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
2) развивать основы музыкальной культуры;
3) развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
4) учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);
5) формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
6) развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать "свой" игровой образ, персонаж и "свою" пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Виды музыкально-образных движений.
На основе источников движений выделяют следующие виды музыкально-образных движений :
1) музыкально-ритмические упражнения;
2) танцы, пляски, хороводы;
3) музыкальные игры.
Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринужденно выполнять "пружинку", поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и т. д.
В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей (зайчики, лошадки, петрушки и др.). Например, в средней группе упражнения "Пружинка" (русская народная мелодия, "Веселые мячики" (музыка М. Сатулиной, "Сапожки скачут по дорожке" (музыка А. Филиппенко) помогают детям усвоить игру "Лошадки в конюшне" (музыка М. Раухверга) : ребята начинают легко, ритмично, с настроением "скакать" под динамичную, стремительную музыку.
Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся "Всадники" (музыка В. Витлина, "Вертушки" (украинская народная мелодия, "Упражнения с лентами" (музыка В. А. Моцарта, "насмешливая кукушка" (австрийская народная мелодия). Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.
Танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные.
К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, "Пляска с платочками" (русская народная мелодия, хороводы "Елочка" (музыка М. Красева) и "Веснянка" (украинская народная мелодия) и др. Особое место в этой группе занимает характерный танец - плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины и др.).
К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают "свою" пляску. Это "Зеркало" (русская народная мелодия, "Танцуйте, как я" (муз. В. Золотарева, "Мы веселые матрешки" (муз. Ю. Слонова) и др.
Музыкальная игра как разновидность игровой деятельности в детском саду - важный метод музыкального развития, имеющий особое воспитательное значение. Тематика и содержание этих игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы животных, птиц и их действия.
Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями - все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.
Музыкальные игры делятся на :
- игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные)
- игры под пение (хороводы и инсценировки).
В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных - выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре "Зайцы и лиса" (музыка С. Майкапара) дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением (на подпрыгивании) зайца и т. д.
Музыкальные игры – основной путь раскрытия музыкального образа через движение : внимание детей направляется на содержание произведения; на его характер; на средства музыкальной выразительности.
В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, хороводных построений (парами, шеренгами, кругами).
Каждый из вышеперечисленных видов деятельности имеют четкую педагогическую направленность, являются средством, при помощи которого педагоги учат детей воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности.
В плясках ребенок выражает движением свои собственные радостные чувства, рожденные музыкой. Хороводы при самостоятельном исполнении их в группе, на прогулке, дома дают возможность детям проявлять свою активность в коллективе.
Все игры и пляски во всех группах развивают у детей восприятие характера музыки; в описаниях материала для младших групп эта задача всегда указывается как главная, а в играх для старших детей она иногда не упоминается как сама собой разумеющаяся.
Содержание музыки находит свое выражение в ее характере, который и передается движением. Необходимо, чтобы на протяжении всей работы с детьми каждая игра, пляска, хоровод развивала связь характера детских движений с характером данной музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и не нарушалась ни на один момент.
Индивидуальные психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста.
Итак, процесс постижения музыкального образа детьми должен быть педагогически организован. При этом важнейшим ориентиром для музыкального руководителя является эмоционально - образная сфера музыки, с учетом своеобразия которой он должен строить все звенья своей работы по развитию у детей творчества, воображения и умения импровизировать при выполнении музыкальных игр, плясок и творческих заданий и адекватного, тонкого и глубокого восприятия музыки. Обращение к родственным музыке видам искусства, живое поэтическое слово педагога о музыке являются средствами, помогающими решению центральной проблемы музыкального обучения в детском саду - формированию культуры музыкального восприятия у школьников, на основе которой, в конечном итоге, строится детское исполнительство.
Требования к репертуару.
Подбору репертуара всегда придавалось большое значение. Для овладения определённым запасом танцевальных и образных движений в основном используется репертуар народной, классической и современной музыки (специально созданные для детей танцы и игры).
Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям («дансантность»);
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
- соответствие движений характеру, образам музыки;
- разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).
Репертуар музыкально - ритмических движений для всех возрастных групп рекомендовался программой. В ней учтены основные принципы отбора. Однако педагогу в каждой группе следует подбирать репертуар в зависимости от конкретных условий. Это уровень общего, музыкального и физического развития детей, материально-техническая база детского сада, уровень квалификации музыкального руководителя и воспитателей, наполняемость группы и т. д.
Программная музыка (песня, инструментальная пьеса, имеющие название, эпиграф) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально-игровые персонажи, составит элементы или целостную композицию танца. Начинать желательно с инсценировок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий - народные ("Где ты был, Иванушка?", обр. М. Иорданского; "Две тетери", русская народная песня; "Как на тоненький ледок", русская народная мелодия и. д.). Народные мелодии часто используются для составления танцевальных композиций, например: "Гопак", украинская народная мелодия; "Ходила младешенька по борочку", русская народная мелодия; "Выйду ль я на реченьку", русская народная мелодия и т. д.
Вместе с тем ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые и также должны позаботиться о всестороннем развитии детей.
Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.
Традиционная методика работы над музыкально - образными
движениями на музыкальных занятиях.
При обучении используются традиционные методы : наглядный, словесный и практический. Выделим то общее, что характерно для их применения во всех возрастных группах.
В наглядном методе это, прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение.
Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне ее обработки.
Показ музыкально-образных движений.
Показ играет в работе над движениями огромную роль. Он необходим при освоении технических навыков, подготовительных упражнений. Показ музыкально-образных упражнений и танцев в целом (или отдельных движений) необходим во всем процессе работы над ними. Дети должны увидеть художественное воплощение музыкально - двигательного образа – это будит их воображение. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. В этом случае музыкальный аккомпанемент на фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитателем показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение. Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д. Этот прием характерен для раннего возраста, а в средней и старшей группах, как правило, достаточно объяснения.
Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию – в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и старшей группах и т. д.
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж – необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.
Этапы и методика обучения.
Традиционное обучение музыкально - ритмическим движениям включает три этапа.
На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально - ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.)
Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их.
Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности, то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушаться к характеру музыки, а не только опираться на текст песни, подсказывающий действия отдельных персонажей. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, которая передаёт разные образы. Также найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности. Важно на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.
На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально - ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
Методика обучения состоит в многократном повторении как движения в целом, так и его элементов. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.
На третьем этапе обучения задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).
Методика закрепления и совершенствования музыкально - ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального, четкого и уверенного выполнения детьми музыкально-ритмических движений.
В качестве примера приведем разучивание «Круговой пляски» на русскую народную мелодию (в обр. С. Разоренова).
Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, плясовой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко – тихо, громко – не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дробным шагом по кругу и в кружении.
Занятие 1. Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам, ее характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.
Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу, в соответствии с характером музыки и ее построением (по фразам).
Занятие 3. Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16, сохраняя красивую, гордую осанку.
Занятие 4. Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного движения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).
Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным и выразительным исполнением пляски – ритмичность, пластичность, синхронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот а одну сторону частым дробным шагом.
Заключение.
Музыкально-образные движения как средство развития выразительного исполнительства являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает большой объем музыкальных впечатлений. Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через движения. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте выразительного исполнительства.
Список литературы
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева / Москва, Мозаика-Синтез, 2011.
2. «Музыкальное воспитание в детском саду», М. Б. Зацепина /Москва, Мозаика-Синтез, 2008.
3. «Поём, играем, танцуем дома и в детском саду», М. А. Михайлова, Е. В. Горбина / Ярославль, Академия развития, 1996.
4. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Е. П. Раевская, С. Д. Руднева, Г. Н. Соболева, З. Н. Ушакова, В. Г. Царькова / Москва, Просвещение, 1991.
5. «Музыкальные игры и пляски в детском саду», Е. Е. Каева, Л. Н. Кондрашова, С. Д. Руднева / Ленинград, 1963.