Фролова Юлия Владимировна
Игра в жизни дошкольника. Стратегии педагогического сопровождения игровой деятельности
ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности.
В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Публикация «Игра в жизни дошкольника, Стратегии педагогического сопровождения игровой деятельности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Игра – самоценная форма активности ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка.
Важно понять, что игра (а особенно творческая ролевая игра) готовит ребёнка к переходу на новую ступень развития, является важнейшим институтом социализации дошкольника.
Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной, или самодеятельностной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности человека. Развитию воображения могут способствовать разные виды игр, но особенно благоприятные условия для развития воображения создают сюжетно-ролевые и режиссёрские игры.
Именно поэтому, современное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка в ней является особенно важным.
Игра - это деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь.
Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Игровая позиция воспитателя основывается на общих принципах игры (прежде всего – самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предполагает овладение внутриигровым языком, выраженном в слове, жесте, мимике, пластике.
Принципы организации сюжетной игры в детском саду:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.
Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.
Используемые воспитателем приемы руководства играми детей могут быть условно разделены: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желание детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решать спорные вопросы.
Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающий в активной деятельности ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры.
Современные подходы к организации творческих игр детей объединены ключевой идеей развития самостоятельности и творчества детей в творческих играх.
Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельности, где позиция педагога постепенно меняется : педагог – носитель игровых умений, координатор игровых замыслов и общения детей, педагог – наблюдатель за играми детей и помощник в случае возникающих затруднений.
Стратегия педагогического сопровождения игровой деятельности ребёнка 2 -2, 5 лет:
Играя с детьми, педагог «одушевляет» игрушки, приписывает им понятные детям желания, а затем эмоциональные состояния;
Усложнением подобных игровых ситуаций является приписывание игрушке не только желания, но и эмоционального состояния;
Затем возможны игры с использованием противоположных желаний игрового персонажа и связанных с ними эмоциональных состояний;
Для установления связи между игровыми действиями воспитателю удобно использовать речевой оборот «сначала-потом»;
Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающие хорошо известные, но отсутствующие в данный момент игрушки.
Часто бывает необходимым обрамление воображаемой ситуацией предметных действий ребёнка.
Стратеги педагогического сопровождения игровой деятельности ребёнка третьего года жизни :
Оживление представлений ребёнка в беседе;
Обращение и уточнение детских представлений за счёт рассказа воспитателя;
Побуждение детей к проигрыванию ситуаций;
Создание игровой проблемной ситуации;
Включение в игру словесных элементов из песенок, книг, мультфильмов.
Педагогическая диагностика сюжетной игры детей третьего года жизни, предложенная Солнцевой О. В., основным методом педагогической диагностики, которой является наблюдение за игровыми проявлениями ребёнка, содержит критерии оценки и показатели.
Предполагаемые результаты работы по развитию сюжетно-ролевой игры:
К концу третьего года жизни ребёнок :
Способен отражать разнообразное содержание, а именно – отражать в сюжете бытовые действия взрослых; отражать в сюжете профессиональные действия взрослого; отражать в сюжете содержание знакомых стихотворений, сказок или мультфильмов.
Способен освоить ролевое поведение, а именно – наличие связи игровых действий с конкретным образом; проявлять эмоциональное отношение к игрушкам; использовать ролевую речь, направленную на игрушки; использовать ролевую речь «за игрушку»; способен называть свою роль.
Способен к использованию действий игрового замещения, а именно – использует предметные игровые действия; использует действия с предметами-заместителями; использует простые изобразительные игровые действия.
Способен к построению игрового сюжета, а именно – устраивать цепочку из 2-3-х игровых действий; устанавливать связь между действиями в игровом сюжете.
Способен создавать обстановку для игры, а именно – находить необходимые игрушки и предметы; замещать недостающие игрушки/ предметы другими.
Способен к игровой коммуникации, а именно – вступать в игровое взаимодействие с игрушкой; вступать в игровое взаимодействие с воспитателем; вступать в кратковременное игровое взаимодействие со взрослым.
В презентации использовалась следующая методическая литература:
1. «Дошкольник в мире игры». Сопровождение сюжетных игр детей, О. В. Солнцева;
2. «Развитие игровой деятельности», Игры с детьми раннего возраста, Л. Н. Галигузова;
3. Игры для детей от года до трёх, Г. Б. Монина, Е. В. Ларечина.