Надия Ахмедьянова
Ведущие задачи по развитию речи в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущие задачи по возрастам
Возрастная группа Задачи
I младшая - развитие понимания речи;
- формирование словаря;
- развитие звуковой культуры речи;
- формирование произносительной стороны речи;
- развитие связной речи.
II младшая - развитие понимания речи;
- формирование словаря;
Публикация «Ведущие задачи по развитию речи в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- развитие звуковой культуры речи;
- формирование произносительной стороны речи;
- развитие связной речи;
- формирование грамматического строя речи.
Средняя - развитие понимания речи;
- формирование словаря;
- развитие звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Старшая - формирование словаря;
- развитие звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Подготовительная - формирование словаря;
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие связной речи;
- формирование грамматического строя речи;
- подготовка к обучению грамоте.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ :
- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);
- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;
- Развитие связной речи : диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);
- Формирование грамматического строя (морфология - изменение слов по родам, числам, падежам; синтаксис - освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование).
Задачи развития речи детей (по ФГОС)
Возраст Образовательные задачи
по развитию речи по развитию и становлению навыков коммуникации
младший
возраст
2-4,5 лет Развитие словаря
* Расширять и активизировать словарный запас названиями и назначением предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели, их качеств, действий с ними.
* Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).
Звуковая культура речи
*Учить произносить гласные и простые согласные звуки.
*Развивать речевой слух и речевое дыхание.
*Тренировать артикуляционный аппарат.
*Вырабатывать правильный ритм и темп речи.
*Развивать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
* Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, употреблять простые пространственные предлоги (в, на, за, под).
* Учить употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, называть животных и их детенышей в форме единственного и множественного лица, форму множественного числа существительных в родительном падеже.
* Побуждать использовать в речи простые распространенные предложения с использованием определений, дополнений, обстоятельств.
* Помогать пользоваться предложениями с однородными членами.
Связная речь
* развивать диалогическую форму речи : умение вступать в разговор и поддерживать его с воспитателем и детьми, отвечать на вопросы и задавать их в процессе совместной деятельности.
* Формировать простейшие формы монологической речи (с помощью воспитателя описать игрушку, предметную картинку, рассказать о своих впечатлениях). *Обогащать словарь, необходимый для общения.
*Учить использовать при общении доступные речевые средства.
* Приобщать к использованию простых форм речевого этикета.
* Поощрять доброжелательное отношение детей друг к другу, развивать навыки взаимодействия.
* Развивать речевую активность (умение задавать вопросы, делиться впечатлениями).
Средний-старший возраст
4,5 -7 лет Словарь
* Продолжать обогащение, уточнение и активизацию словаря существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.
* Развивать умение обобщать, сравнивать, противопоставлять.
* Водить в словарь слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет.
* Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств, качеств и действий.
* проводить работу над смысловой стороной слова.
* Формировать оценочную лексику.
* проводить работу над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.
* Формировать умение подбирать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применять в любом контексте.
* Учить понимать смысл поговорок и пословиц.
* Продолжать работу над смысловой стороной слова.
* Обогащать пассивный и активный словарь.
Звуковая культура речи
* Учить дифференцировать пары звуков, поддерживать умение правильно произносить все звуки родного языка.
* Учить называть слова с заданным звуком, определять место звука (в начале, середине, конце).
* Отрабатывать дикцию,силу голоса, темп речи с использованием скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов.
* Развивать интонационную выразительность.
* Совершенствовать произношение звуков, особое внимание уделять дифференциации свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких.
* Воспитывать интерес к языковым явлениям, развивать лингвистическое мышление, учить составлять загадки и рассказы о словах и звуках.
* Развивать голосовой аппарат (учить произносить скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно).
Грамматический строй речи
* Продолжать обучение грамматическим формам по согласованию числительных, прилагательных, существительных в роде, падеже, числе, образованию трудных форм глагола в повелительном и сослагательном наклонениях.
* Дать ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразовании (однокоренные слова,глаголы с приставками).
* Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами, учить образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов.
* Учить строить сложные предложения разных типов (сложноподчиненные и сложносочиненные)
* Закреплять умение образовывать названия детенышей животных в самых разных формах и названия предметов посуды.
* Знакомить со словесным составом предложения.
* Воспитывать и поддерживать языковое чутье, внимательное отношение к языку.
Связная речь
* Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, доказывать, рассуждать.
* Формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
*В пересказывании литературных текстов учить связно, последовательно и выразительно воспроизводить текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги и давая характеристику персонажам. Учить творческому рассказыванию, рассказыванию об игрушке или предмете, по картине, на темы из личного опыта.
* В рассказывании по серии сюжетных картин использовать метод коллективного составления текста командами.
Подготовка к обучению грамоте
* Закреплять представление о предложении, учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов.
* Познакомить с термином «слог», упражнять в делении слов, состоящих из 2-3 слогов, на части, определять количество слогов в слове, составлять слова из заданных слогов, определять ударный слог.
* Обучать звуковому анализу слов. *Продолжать развивать словарь.
необходимый для общения в процессе обогащения представлений об окружающем мире.
* Учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета.
* Учить вести конструктивный диалог, с помощью объяснительно-доказательной речи улаживать спорные ситуации.
* Продолжать учить делиться впечатлениями, логично и целостно строить высказывания, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми.
*Учить проявлять инициативу в общении, стремиться к получению новых знаний.
* Совершенствовать речевые навыки, необходимые для общения: умение вступать в разговор поддерживать его подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения, излагать свои мысли понятно для окружающих, высказывать свою точку зрения, убеждать, доказывать, соглашаться, возражать. Конструктивно разрешать противоречия.
* Продолжать учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета.
* Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми.