Анастасия Лескова
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Ребёнок любого возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он уже дорос. Чтобы такое стало возможным, педагог работает сразу на двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно незаметно готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Таким образом, у каждой формы существует нижний возрастной предел её использования, но не существует верхнего предела.
Темочки:
Вторая младшая группа.
На четвёртом году жизни возникает наглядно – образное мышление. У детей ярко
проявляется любопытство. Они задают большое количество вопросов о природе, а
это говорит о том, что:
1. у детей накопилась определённая сумма знаний;
2. сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними
хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в своих знаниях;
3. дети стали понимать, что знания можно получить вербальным путём от
взрослого человека.
Важно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их
самостоятельно, поставив небольшой опыт. Педагог помогает продумать методику
проведения опыта, даёт советы, вместе с ребёнком выполняет опыт. Дети данного
возраста ещё не могут работать самостоятельно, но с удовольствием делают это
вместе с взрослым.
В процессе проведения опыта или эксперимента детям уже можно предлагать
выполнить одновременно сразу два действия. У детей четвёртого года жизни
начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые
попытки фиксировать результаты, используя готовые формы.
Дети уже способны устанавливать простейшие причинно – следственные
связи, и уже начинают задавать вопрос «Почему?», даже пытаются на сами дать на
него ответ.
Приобретая личный опыт, дети четырёх лет уже могут иногда предвидеть
отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения
педагога более осмысленно, но следить самостоятельно за выполнением правил
безопасности ещё не могут.
Средняя группа.
На данном возрастном этапе все наметившиеся тенденции усиливаются: детьми задаётся больше вопросов, потребность получить ответ экспериментальным путём укрепляется. Опираясь на уже накопленный жизненный опыт, ребёнок действует более целенаправленно и уверенно. Теперь ребёнку можно предложить выполнить не только два действия подряд, но иногда и три, если данные действия не сложные и уже знакомые. Дети начинают проявлять первые попытки самостоятельности, и если процедуры просты и не опасны, то непосредственное участие взрослого уже не так важно. Но присутствие педагога рядом необходимо, в первую очередь для моральной поддержки. В этом возрасте ребёнку необходимо одобрение его деятельности, иначе его интерес быстро пропадёт. При фиксации наблюдений всё ещё используются готовые формы, но к концу года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослый делает на глазах у детей.
Рассказывая об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, они уже произносят несколько предложений. Воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает выделять главное.
В средней группе можно начинать проводить более длительные наблюдения,
которые ещё не являются экспериментами, но создают предпосылки для
проведения таковых в будущем.
Старшая группа.
К этому возрасту, при правильной организации работы, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Возрастает роль воспитателя, как умного друга и советчика. Он ждёт, когда ребёнок сам обратиться за помощью, при этом взрослый не даёт сразу готовый ответ, а старается помочь ребёнку самостоятельно добраться до истины.
Работа чаще всего осуществляется по этапам: сначала дети выслушивают и выполняют одно задание и только потом получают следующее. Но благодаря увеличению объёма памяти и усилению произвольного внимания, иногда можно давать одно задание на весь эксперимент и следить за ходом выполнения.
В этом возрасте детям уже доступны и двух, и трёхчленные цепочки причинно – следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?» Воспитатель своими вопросами стимулирует развитие логического мышления.
В связи с тем, что эксперименты становятся сложнее, а самостоятельность детей увеличивается, надо больше внимания уделять соблюдению правилам безопасности. Предоставляя детям самостоятельность, педагог должен очень внимательно следить за ходом работы.
Подготовительная группа.
Инициатива по проведению экспериментов распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Появляются эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают, как будут его проводить и распределяют между собой обязанности, самостоятельно его проводят и делают выводы. При проведении таких опытов педагог становится наблюдателем за ходом работы и выполнением правил безопасности. Конечно, таких экспериментов проводится немного, но они очень нравятся детям.
В этом возрасте детям уже доступны сложные умственные операции, такие, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердилась. В подготовительной группе дети могут делать выводы о свойствах предмета и явлений, давать яркое описание увиденного. Конечно же данными способностями обладают не все дети. Среди ребят имеются значительные различия, поэтому воспитатель должен терпеливо обучать ребёнка навыкам экспериментирования, в зависимости от его развития.