Приложение МААМ

Приемы эффективного обучения в начальной школе

Оксана Бочкова
Приемы эффективного обучения в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на педсовете школы на тему

«Приемы эффективного обучения в начальной школе

План:

1. Факторы влияющие на качество обучения детей.

2. Почему они так влияют.

3. Приемы, которые помогут повлиять на каждый фактор.

Эффективное обучение – это когда дети после обучения могут владеть знаниями и использовать их в своей жизни.

Если ребенок знает правило, но не может использовать, то это уже проблема – неэффективное обучение.

Публикация «Приемы эффективного обучения в начальной школе» размещена в разделах

Эффективное обучение – это когда стадия из знания переходит в стадию умения и затем навыка.

Факторы, которые влияют на качество обучения:

-Самый ключевой фактор - это эмоциональное состояние ученика.

Над этим вопросом работали многие психологи. Некоторые исследования, проведенные ими.

Шкала эмоций Рона Хаббарда. Он написал работу «Учись учиться». Если любой человек, даже взрослый не осознает процесс обучения, то он проходит мимо. Основной из его рекомендаций было разобраться с каждым словом, который читает ребенок или взрослый в учебном материале. Если не понятно хотя бы одно слово - это может разрушить целостную конструкцию. Надо начинать именно с того, есть ли в тексте что-то непонятное.

Если человек апатичен, то у него нет цели. Он живет как животный организм. Дышит, сердце бьется и этого достаточно.

Если идет ощущение горя, то оно чуть выше энергетически. Эта способность на неконтролируемые действия. Настойчивое саморазрушение.

Гнев, ненависть, злость - способен на разрушительные действия. Поэтому, если дети вокруг что-то разрушают, это не значит, что ребенок плохой, а потому, что у него низкое эмоциональное состояние, не хватает энергии и он переживает такие эмоции. В таких эмоциях настойчивость разрушительных целей сильно разгорается и быстро гаснет. Может маленькую цель сделать, напакостить и уйти.

Веселье радость: хорошая способность выполнять проекты, намеченные успехи в спорте. Потому, что спорт требует регулярной работы и требует настойчивости. Настойчивость - стремление к созидательным целям.

Выше идет энтузиазм. Очень хорошая способность работать с намеченными целями. Если мы на уроке можем создать ситуацию, при которой дети ощущают веселье, радость. Поэтому в последнее время применяют игровые методы. Потому что игра вводит человека в состояние веселья радости и энтузиазм. Значит ученики будут лучше учиться и качество обучения будет на высоте.

Следующий исследователь Роберт Хокинс и его шкала уровней сознания. Здесь немного другие термины.

Начиная с нейтралитета человек способен повышаться все выше и выше.

Чувства. Иногда мы ребенку говорим, что он делает не так. Мы внушили ему чувство вины и позор. Он чувствует унижение, поражение, уничтожение восприятия жизни. У него не хватает энергии. Энергий мы видим 20 или 30. Если обратим внимание на энергии, то увидим апатия, страх, желание. Это когда ребенок хочет получить 4 или 5. Вроде это стремление, но это создает в ребенке большое напряжение. Затем следует гнев. Почему мне не поставили хорошую отметку, я же сделал?

Гордыня. "Я такой хороший и отличник. " Гордыня входит в отрицательные качества. Нейтралитет означает, когда ребенку абсолютно все равно - четверка или тройка и что про него скажут. И все правы. Те люди, которые против оценок в школе, их мнение основывается на этой шкале. Пока мы оцениваем детей, то они колеблются между 20 и 175 баллами. Между позором и гордыней. Когда они перестают зависеть от этого, то появляются полномочия. Ребенок освобождается от давления внешнего мнения. Потому, что ему интересно и ему хочется. Готовность, оптимизм, принятие, разум, любовь, радость. Радость - это и есть ощущение состояния игры. Здесь проходит внутреннее состояние покоя и метаморфоза. Преображение - переход в новое состояние. В состоянии любви человек делает откровения. Мы часто слышим от детей «А я открытие сделал.» Это открытие происходит в этой стадии, когда у него есть откровение. Любовь, радость и гармония. Выше - божественное состояние, которое присуще великим святым. Иначе называют состояние Христа. Мы увидели насколько важно эмоциональное состояние.

-Включенность ученика в процесс как следствие интереса.

Если ребенку интересно, он включается в процесс. Будет все увлеченно делать. И наоборот засыпает и ничего не делает. Если ребенка учитель смог включить в процесс и он держит внимание в рамках интереса урока, то это влияет на качество обучения.

Вовлеченность учителя заражает и заряжает, дает энергию. Вы замечали, что когда кто-нибудь интересно рассуждает, то хочется подключиться. Зашел веселый человек и всем стало хорошо. И наоборот, кто-то пришел грустный. Если окружающие не управляют своим состоянием, то они "уныли". Кто может самому себе сказать «У меня все хорошо», тогда защищает себя от заражения.

Факторы интереса: Прозвенел звонок. Начался урок. В начале урока дать ребятам картинку с заданием «Найди 10 отличий». Дети внимательно включаются. За это оценку не ставят. Учитель дает 30 секунд. Кто сколько нашел. Дальше можно приступить к уроку. Связать любой элемент из этой картинки. Что произошло? Дети включились в азарт, они включили свое внимание. Если учитель продолжает вести урок, то внимание детей уже подключено автоматически на следующую стадию. Те вызвали интерес в состоянии игры. Задача в самом начале дать положительный эмоциональный строй. Вот и есть интерес.

Элементы повышения интереса: привлечение внимания к теме актуализацией темы, т. е картинку связать с реальной жизнью. Если на уроке математики, то приобщить к походу в магазин, ремонт комнаты. Настроить детей на то, что эта тема очень важна. "Что будем делать?". В математике существует формула "Желая полениться можно придумать что-то новаторское".

Если на уроке литературы, то на помощь приходят литературные герои сказки. Этим героям надо сосчитать. Таким образом происходит ролевая игра.

Так же помогает создание интриги: Это может быть вопрос. "Здесь у меня в ящике что-то интересное…Если решите, то я открою, если нет, то нет. "

Элемент соревнования особенно любят мальчики. Этот элемент работает с гордыней. Можно сгруппировать детей по 2 - 3 человека. Происходит командная работа. Детям социализация важна.

Нарушение шаблонов. Разрешить детям сделать, то, что никогда не делали или не разрешали. "Сегодня можно так. "

-Когнетивные способности ученика.

Мыслительные способности. Этапы взросления, формирования частей мозга. На основе этого происходят изменения в ребенке, которые происходят быстро. Например, месяц назад было по другому.

Гендерный фактор. Мальчики долго взрослеют, девочки быстрее. Девочки быстрее отвечают. Иногда можно написать на листочках, чтобы было время подумать.

Дата рождения. Когда разница между детьми 11 месяцев, то эта разница большая. За такое время мозг проделывает колоссальный рост у тех, кто старше. Сделать так, чтобы другим детям было комфортно.

Индивидуальные особенности:

Природный ритм и темп. Кто-то шустрый, кто-то медлительный и долго включается. Эти дети надолго запоминают, нежели те, которые быстро схватывают, они могут забыть быстро. Чем больше ушло энергии на усвоение, тем надолго задерживается информация.

Наследственный. Это то, что передается с генами.

Семейный, то что ребенок видит в семье: традиции (в семье медиков, строителей). На ребенка влияет общая атмосфера. Он слышит ту терминологию, которую употребляют дома.

Перинатальный период и роды. Асфиксии, задержки, недоношенность могут создавать проблемы на сколько хорошо ребенок усваивает материал.

Можно подсказывать родителям, чтобы обратились к остеопату, мануальному терапевту, который с помощью массажа выравнивает кровеносный поток сосудов в шейной головной зоне. После массажа все восстанавливается и легче ребенку учиться. Может помочь семейный психолог. Особенно если есть проблемы в семье. Например, раздор между родителями. Записаться на курсы для родителей.

Универсальная помощь. Физкультминутки. Они благоприятно действуют на детей. Смена вида деятельности благотворно влияют на ребенка. Кровь "забегала в жилах", дети встрепенулись, попрыгали на месте и пришли в состояние радости.

Хорошо приводят в порядок дыхательные упражнения на вдох и выдох.

Самомассаж - тактильный контакт. Дети сами себе потерли руки, похлопали по телу ладошками, закрыли глаза. Это называется пальмингом – оставить глазки в полной темноте. Это расслабляет детей. Можно активному и возбужденному ребенку легко положить руку на плечо, разговаривая с другими ребятами. Это приведет его в покой, так как ему оказали легкое внимание.

Упражнения для глаз. Обвести глазами предмет. Посмотреть вблизи - дальше.

Любая смена деятельности приводит к успокоению, помогает поднять тонус и настроение.

-Последовательность подачи новой информации и время уделенное на изучение.

Иногда учитель перескакивает с одной темы на другую и ребенок не успевает обработать полученную информацию.

Информацию, которую подают взрослым людям часто сильно отличается от того, что дают детям. Поэтому есть такая педагогика для взрослых, которая называется андрогогика. Взрослым важно осознать, только потом делать. У детей может дело обстоять совершенно по другому. Они делают, потом осознают. У детей такого нет. Если бы так дети поступали, они ничему бы не научились. Сначала прыгают в лужу, а потом говорят, что промокли. "А почему я промок?" Например, когда пианистов учат: подержи руку, посмотри так. Начинают играть, а потом говорят, а давай сделаем так. У 1-2 класса даже нет анализа. Анализ идет позже. Хотя анализ нужен, чем раньше, тем лучше.

Практика. Как нам сделать, чтобы получилось так? Не решили задачу, возникла проблема.

Создание проблематики. Привыкли решать в 2 действия, а тут 6 действий. Как сделать проще?

Поиск аналогий. "А делали мы что-нибудь схожее. "

Проверка гипотезы. "Это работает? Не работает, давайте другое попробуем. "

После этого делаются выводы. И так закрепляются новые знания. Если будет использоваться такая последовательность, то в чем это может помочь? Те дети, которые медленно думают, они успеют усвоить материал. А те, которые очень быстро думают, они не забудут. Потому что им придется на одно и тоже смотреть с разных сторон. Им скучно не будет. При такой подаче материал будет запоминаться надолго.

-Когнетивные навыки и приемы ребенка:

Это особые приемы, которым мы обучаем: мнемотехники, тризовские упражнения.

Когнетивные навыки – это восприятие информации впечатления. Увидел, понял.

Устойчивое внимание. Внимание бывает произвольное и непроизвольное. Непроизвольное – это когда зацепило что-то интересное. Произвольное -когда он осознает. Надо дочитать все условие задачи. "А все ли правильно понял?" Устойчивое внимание - когда человек прилагает усилие воли для того, чтобы осознать весь материал.

Запоминание. Для чего учат дети таблицу умножения наизусть? Чтобы каждый раз заново не прибавлять. Запоминание облегчает работу ленивых.

Воспроизведение. Воспроизведение уже выученного.

Когнетивные проблемы могут возникать на одном из 4 этапов. Иногда кому -то трудно запоминать, кому-то трудно удерживать внимание, кому -то трудно разучивать наизусть или не может применить правило.

Для того чтобы человек лучше запоминал, мы помогает увеличить степень вовлеченности. Для этого мы используем интерактив, когда есть обратная связь. Вопросы-ответы, когда дети делают командные работы. Понимание для чего это нужно – конкретная польза. Это чаще всего задаются дети этим вопросом. "Тебе нужно в будущем сдавать ОГЕ", например. "Хватит ли тех денег которые у тебя есть на 4 ручки?" Таким образом мы показываем видимую осязаемую ощутимую для ребенка пользу. Тогда он включается.

Азарт. Уже когда он решил одну задачу. "А что если решить другим способом?" Ребенка заставляем повторять. Но повтор идет на азарте. Мы выкидываем такое условие, которое выходит за рамки правила. Усложняем задачу. Включается другой уровень. Вчера он не мог решить, а сегодня легко. Азарт долгоиграющий. Даже когда дети придут на следующий урок, то это работает.

Технология повышения успеваемости.

Мнемотехники и ТРИЗ технологии.

Мнемотехники помогают запоминать и воспроизводить информацию.

ТРИЗ технологии помогают практиковать, чтобы знания переросли в устойчивый навык. Делать командную работу, которая помогает большей социализации ребенка и вносит элемент интереса.

Мнемотехники. Пиктограммы для запоминания стихов или какого-то текста. Ребенок вначале разбирается со стихотворением, затем символично рисует картинки. Дальше он пытается воспроизводить стихотворение по рисунку.

В чем плюс этого непростого метода. Когда этим дети занимаются год или полтора, то им уже это рисовать не надо, эти картинки выскакивают перед глазами и им легче запомнить. Дело в том, что у нас есть визуальная память, аудиальная память, кинестетическая память, механическая память. Когда мы только читаем стихотворение про себя, это наш глаз видит информацию. Когда мы проговариваем вслух, это информация переходит в механическую и акустическую, аудиальную, которая входит в ухо. Когда мы рисуем, у нас получается картинка, которая связана с правым полушарием головного мозга. Если до этого работало левое полушарие, то теперь заработало правое, благодаря рисункам. Ребенок когда рисует, то осмысливает свою картинку. Пока он рисовал, он запомнил. Время, потраченное на создание пиктограммы, окупается. Один раз можно сделать вместе с детьми. Другой раз дать домашнее задание. Нарисовать картинки к стихотворению.

Кодирование. Техника (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан). Можно запоминать падежи. Можно чтобы дети сами сочинили. Что придумано самим, то запомнится лучше.

Ассоциации (помогает запоминать списки, слова, фразы). Берем образ первого слова, придумываем образ второго слова и связываем несуразным способом. Стул, лошадь, дневник. «На стул залезла лошадь, в зубах держать дневник». Самое важное, чтобы слова были последовательно связаны друг с другом. Когда можно использовать такой способ? В окружающем мире. У текста есть абзац. Каждый абзац – это мысль. Каждому абзацу даем смысл и связываем.

Синергия помогает закреплять информацию на нескольких уровнях, что помогает воспроизведению. Это могут быть слова, явления. Какой вес, объем. Какой лист на дереве. Понюхаем листья. Потрогаем веточку. Т. е позволяет включить несколько чувственных эмоциональных включателей.

Цифровые ассоциации. Благодаря этому способу легко можно запоминать даты. Надо к каждой цифре придумать образ. Придумать один раз, уделить этому время. Можно придумать фантастический образ и связать историей.

ТРИЗ

Письмо с дырками. Из текста убрали слова. Детям нужно заполнить и вставить недостающие слова, буквы, фразы. Или письмо порвали.

Лови ошибку. Дети любят исправлять ошибки взрослых. Можно сказать о количестве ошибок. Можно в конце спросить сколько нашли.

Синектика (сравнение, нахождение сходства в предметах и явлениях) Сказали слово и изучаем на что оно похоже и что напоминает. Сравниваем, например, млекопитающих с другими животными.

Метод Робинзона. (нахождение применения, казалось бы ненужному предмету). Метод предполагает поиск идеи в ситуации, когда человек после кораблекрушения попал на необитаемый остров. У него нет нужной вещи. В лесу много бамбука. Что ему нужно для жизни? Как использовать?

Метод паспорт (для литературного чтения)

В паспорте в соответствующих графах вставляем нужные названия, качества, характеристики

(имя, автор, где прописан, где живет, кем служит, особые приметы и т. д, можно нарисовать образ главного героя)

Публикации по теме:

Фототчёт о работе ГПД в начальной школеФототчёт о работе ГПД в начальной школе Требования к календарно- тематическому плану работы воспитателя ГПД. •Анализ работы ГПД за прошедший год. •Краткая характеристика группы.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Новогодняя ёлка в начальной школеНовогодняя ёлка в начальной школе Новый Год - самый любимый праздник большинства детей и взрослых, который с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся.

Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа»Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа» При подготовке к участию в Конкурсе «Эколята — друзья и защитники Природы!», предложила детям нарисовать творческие рисунки добрых дел,.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Проектные задачи в начальной школеПроектные задачи в начальной школе Проектная задача - система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.

Тренинг для педагогов ДОУ «Правила и приемы эффективного общения»Тренинг для педагогов ДОУ «Правила и приемы эффективного общения» Тренинг для педагогов «Правила и приемы эффективного общения».Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы эффективного обучения в начальной школе
Опубликовано: 6 мая 2024 в 22:13
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы эффективного обучения в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Бочкова (УИ 2379788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД