ОЛЬГА ДОЛГИНИНА
Использование картинок при разучивании стихов с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.
Публикация «Использование картинок при разучивании стихов с дошкольниками» размещена в разделах
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
• Употребление нелитературных слов и выражений;
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
• Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи
Для развития связной речи детей, большая роль отводится заучиванию стихотворений. Благодаря им, речь становится яркой, образной, эмоциональной.
При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как :
• потеря, искажение смысла стихотворения;
• изменение порядка слов, что нарушает художественную форму;
• длительность процесса заучивания (запоминания);
• припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность;
Всё это снижает интерес детей к заучиванию стихотворений.
Эти проблемы поможет устранить в какой-то мере техника использования картинок.
Она позволяет логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста.
Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование
опосредованной памяти.
Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
Так что же дает мнемотехника?
• возможность накапливать огромное количество информации
• колоссальную экономию времени при запоминании
• возможность быстрого обучения
• мощное развитие мышления и внимания
• эффективную гимнастику для мозга
Общие задачи для мнемотаблиц :
Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания) .
Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, целое; умение систематизировать.
Развитие логики.
Развитие образного мышления.
Умение связно мыслить, составлять рассказы.
Развитие смекалки.
С помощью мнемотехники реализуются следующие задачи:
• Развитие связной и диалогической речи
• Развитие у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
• Обучение у детей правильное звукопроизношение. Знакомство с буквами.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развитие у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
• Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.
Мнемотехника ( от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство) .
Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Мнемотехника - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко– предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов– блоками-квадратами, Т. В. Большева. – коллажем.
.
Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития речи. И легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью. В это понятие входит объем запомненной информации и быстрота запоминания. Имеется в виду точность запоминания, а также время хранения информации. Память ребёнка – дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти. Чем старше становится ребёнок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти.
• К. Д Ушинский писал «Учить ребёнка каким – нибудь неизвестным 5-6 словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Описание методики
• Берем заданное на изучение стихотворение.
• Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.
• Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
• После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
• Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. На что нужно обратить внимание?
• 1. Возрастные особенности.
• 2. Объём произведения
• 1-2 строфы мл. гр.
• 2-3 строфы ср. гр.
• 3-4 строфы ст. гр.
• 4-5 строфы под. гр.
• 3 Календарно –тематическое планирование
Работать с мнемотаблицами начала со старшей группы с прошлого года.
Сначала рисовала сама картинки,а потом готовила с помощью Интернет –ресурсов. Хочу показать на примере нескольких стихов, эту работу. С помощью иллюстраций мы учили считалку «Лунный звездочёт»Результат был налицо При ознакомлении с днями недели учили считалку «Ну-ка, звери помогите». Стих-потешка «Собака на кухне».
Лунный звездочёт
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт.
Меркурий –раз,
Венера- два-с
Три –Земля
Четыре –Марс.
Пять-Юпитер.
Шесть – Сатурн.
Семь –Уран
Восьмой Нептун,
Девять- дальше всех Плутон
Кто не видит выйдет он.
Для разучивания этого стихотворения использовала следующие картинки : луны, Звездочёт, смотрящий в телескоп, карточки с буквой М-1, с буквой В-2, с цифрой 3- буква З, с цифрой 4- буква М, цифра 5- буква Ю, цифра 6 буква С, 7-У, 8-Н, 9-Н.
Подскажите-ка, нам звери
Подскажите-ка нам звери
Как запомнить дни недели
Первый-понедельник
Зайка-рукодельник! Картинка зайца
За ним приходит вторник
Соловей- разбойник Картинка птицы
За вторником — среда
Лисичкина еда. Картинка лисы
За средой четверг
Волк глазами сверк. Картинка волка
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится. Картинка колобка
За пятницей — суббота
Баня у енота. Картинка енота
За субботой воскресенье Картинка весёлых зверей
Целый день у нас веселье.
Под каждой картинкой подпись дня недели.
Собака на кухне
Собака на кухне Картинка собаки
Пироги печет. Картинка пирогов
Кот в углу Картинка кота
Сухари толчет. Картинка сухарей
Кошка в окошке Картинка кошки
Платье шьет. Картинка платья
Курочка в сапожках Картинка курицы,
Избушку метет. Картинка веника
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения Свою работу я хочу продолжить и в других направлениях.
Таким образом мы учим детей быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки – иллюстрации, так как стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстрации, с помощью зрительных опор позволяет поддерживать у детей с проблемами в развитии речи интерес к стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти.
Использование данного метода в работе с детьми повышает эффективность заучивания стихов, значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоци ативное мышление, способности к замещению.
Данный метод активизирует речь детей в целом, пассивный словарь переводит в разряд активного, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащает словарный запас.
Я считаю, что данный метод значительно облегчает запоминание и позволяет сократить временные и энергетические затраты,как со стороны взрослых, так и со стороны детей и оказывает большую помощь.