Елена Щеглова
Значение сюжетных физкультурных занятий для формирования двигательной активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете
«Значение сюжетных физкультурных занятий для формирования двигательной активности детей раннего возраста»
Полноценное и всестороннее развитие у детей раннего возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
Публикация «Значение сюжетных физкультурных занятий для формирования двигательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
В раннем возрасте высока потребность ребенка в движении, его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования. Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая, при выполнении физических упражнений, стремление к целеполаганию: быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др. Ранний возраст благоприятный период для начала целенаправленной работы по развитию физических качеств: скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости.
Обогащение двигательного опыта детей раннего возраста происходит в процессе целенаправленной систематической работы, важной составляющей которой являются физкультурные занятия.
По мнению А. В. Кенеман физкультурные занятия являются не только основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям, а также базой для целесообразного и рационального использования двигательного опыта в повседневной жизни.
В работе с детьми раннего возраста наряду с традиционным, классическим занятием целесообразно организовывать и проводить сюжетно-игровое физкультурное занятие.
Сюжетно-игровые физкультурные занятия способствуют не только обогащению двигательного опыта детей, но и в полной мере могут удовлетворить потребность ребенка в положительных эмоциях.
Еще А. А. Люблинская в своих исследованиях отмечала, что душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.
По мнению Л. Яковлевой, Р. Юдиной подражательные движения имеют большое значение для обучения детей дошкольного возраста разнообразным видам движений и игровым упражнениям. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений, спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и др. Это самый доступный для детей способ восприятия любой двигательной деятельности.
Клаус Фопель отмечает, что подвижные игры и игровые упражнения создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности.
Традиционно сюжетно-игровое физкультурное занятие – рассматривалось как занятие, основу которого составляют имитационные упражнения и подвижные игры, объединенные единой сюжетной линией.
На современном этапе развития образования основной структурной единицей образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является образовательная ситуация.
Образовательная ситуация – это единица конструирования образовательного процесса; педагогически целесообразный способ взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на решение воспитательно-образовательной задачи, в частности, обогащения двигательного опыта.
В работе с детьми раннего возраста по формированию двигательного опыта необходимо широко использовать сюжетно-игровые физкультурные занятия, одним из компонентов которого будут являться игровые образовательные ситуации.
Сюжетно-физкультурные занятия построены на едином сюжете. Главные задачи – это совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физической культуры.
Задачи сюжетных занятий по физкультуре: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Методические рекомендации по проведению сюжетно - игровых физкультурных занятий.
1. При руководстве двигательной деятельностью необходимо поощрять инициативу детей.
2. Следует вызвать ребенка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.
3. Во время занятий важно выдерживать правильный ритм.
4. Использовать варианты сочетания несколько видов движений для расширения двигательного опыта детей.
5. Все сюжетно-игровые занятия важно составлять с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста
6. Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сезонные явления в природе).
7. Заинтересованность и эмоциональность воспитателя, включенность его в процесс игры.
Примерные конспекты физкультурных занятий на сюжетной основе для детей раннего возраста
1 Занятие
Тема: «Путешествие в сказку «Теремок»
Задачи:
- Упражнять в лазание по стремянке удобным способом;
- Развивать умение бросать малый мячик в горизонтальную даль одной и двумя руками удобным способом;
- Формировать активный двигательный эмоциональный отклик на знакомые сюжеты из сказки; создать положительные эмоции;
- Активировать точечный массаж стопы ног.
Материал: «салютики», домик – теремок, ленточки на кольцах, ребристая доска, длинные веревки, доска-зигзаг, мячики, мягкие модули.
В группе детей встречает игрушка - мышка и приглашает детей в зал.
Я – мышка-норушка, мышка - побегушка. А вы кто?
Зверята в гости нас зовут
И играть нас очень ждут.
Вводная часть.
1. Сюрпризный момент «Салют». Что нам мышка приготовила?
В корзине клубочки с лентами. Выбросить клубочки-«Салют»
Дети выполняют упражнение:
- подбросить вверх;
- взять за ленточки и покрутить одной и другой рукой (варим кашу для мышки) Угощаем мышку, складываем в корзину.
«Мышка в теремочке живет».
2. «Стоит терем – теремок, он не низок не высок. Побежим скорей к нему через пригорки, ручеек и по мостику».
Бег (50 - 70 сек.)
3. Упражнение на восстановление дыхания «Ленточки и ветерок». Ходьба врассыпную, помахивая ленточками вверх-вниз, одной и другой рукой. Остановиться и подуть на ленточки.
4. «Кто - кто в теремочке живет? Кто – кто в не высоком живет? Следом за мышкой скачут зайка и лягушка. Прыг да скок! Подскоки (20-30 сек)
Надо к домику пройти, да вот препятствия на пути!»
Основная часть.
Основные виды движений. Дорожка препятствий через мягкие модули.
«А красавица – лиса к теремочку подкралась да залезла высоко!»
- Лазание детей по стремянке удобным способом. (2 раза)
«Волк с медведем к нам идут, нас играть с собой зовут. А мы мячики возьмем и в корзину Мишке будем бросать».
- Бросание мяча в горизонтальную цель удобным способом. (30-40 сек)
- Подвижная игра «Догонялки с медвежонком» (2 раза)
«Мишка - Мишенька, дружок,
Теремок ты не ломай.
Лучше с нами ты играй,
Нас быстрее догоняй».
Заключительная часть.
«Вот как весело поиграли. Наши зверюшки в теремке дружно живут, своими делами занимаются. А нам уходить пора. Тихо-тихо мы пойдём.
Дорожка Здоровья для профилактики плоскостопия.
2 Занятие
Тема: По сказке «Волк и семеро козлят»
(музыкальный репертуар из фильма «Мама» по русской народной сказке)
Задачи:
- вызвать у малышей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем;
- формировать у детей чувство уверенности в преодолении препятствий при перепрыгивании через две линии (расст. 10 – 15 см)
- упражнять навыкам ходьбы и бега через их усложнение (перешагивание через предметы, бег между линиями);
- метание предметов в вертикальную цель одной рукой;
- развивать дыхательные способности детей.
Репертуар:
1. Ритмические упражнения «Солнышко лучистое»;
2. Песня Козы;
3. Песня Волка и козлят;
Материал: длинные веревки, доска шир. 20-25 см, мягкие модули – кирпичики, мячики малого размера, пенечки, плоскостные цветы, стаканчики с водой и трубочки для коктейля.
Вводная часть.
Сюрпризный момент:
Дети встречаются с игрушкой козой в красивом русском наряде. Рассматривают ее. «Козочка» поет «Песню Козы»
Вы узнали, из какой сказки она пришла?
Коза:
Я – коза, желтые глаза.
На лугу была,
Ела травку шелковую,
Пила воду студеную.
Где мои козлята, милые ребята?
Солнце в небе высоко,
Просыпаться козлятам пора.
Просыпайтесь, поднимайтесь.
Светит солнышко в окошко
Выбегайте на дорожку
Свои ножки разминать.
- Ходьба детей с перешагиванием пенечков, цветов.
- Перепрыгивание 2 –ух линий (15-20 см) «ручеек». (30-40 сек)
Основная часть.
Ритмические упражнения «Солнышко лучистое»
(показывают действия умывания и зарядки)
Коза: Ребята, пойдемте гулять по лесу.
Основные виды движений.
- Ходьба по доске «мостику» шир. 20-25см
- Бег между двумя линиями по извилистой дорожке.
- Метание мячиков в цель с расстояния 1,5 – 2 м «прогоним волка»
- Ритмические движения под песню «Танец Волка и козлят»
Заключительная часть.
- Ходьба по дорожкам Здоровья. (2-3 м по 2-3 раза) «По тропинке вы идите, волка не разбудите».
Коза: вот мы и домой пришли. Посидим на скамейке, отдохнем, будем пузыри делать.
- Игра «Буль – буль» (Дети дуют в соломинку в стаканчик с водой)
3 Занятие
Тема: «Курочка и цыплята»
Задачи:
- упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности;
- развивать умение перешагивать предметы;
- укреплять своды стопы с целью профилактики плоскостопия;
- вызвать у малышей эмоциональный отклик и желание участвовать в сказке.
Материал: набивные мячики, длинные веревки, ребристая доска, платочки 30х30, игрушка лиса, ведущий в костюме курочки Рябы.
Вводная часть.
Сюрпризный момент:
Ведущая. Я расскажу сказочку про курочку Рябу другую…
«Снесла курочка яичко, да не одно, а много (в корзинке набивные мячи)
- Принялась она за дело,
Все яички высиживать села,
Дни и ночи сидит напролет,
Редко ест и редко воду пьет
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупки пушистые детки
(надеть нагрудники – эмблемы цыплят)
Курочка Ряба
- Запищали один за другим:
Есть хотим! Пить хотим!
Вышла с детками курочка – мать
Из ворот поиграть, погулять!
- Ходьба, ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием колен, бег (40-50 сек)
(«От улыбки хмурый день светлей…»)
Основная часть.
Курочка Ряба:
- Нам лениться - не годиться,
Помните, цыплятки,
Даже звери, даже птицы,
Делают зарядку!
Ритмические упражнения «Все спортом занимаются»
Курочка Ряба:
- Выходите, курочки, собирайте крошки.
Жучков, паучков на нашей дорожке.
Песня «Вышла курочка гулять»
- имитационные двигательные упражнения: ходьба врассыпную, кружение вокруг себя, приседания – пружинки, руки в стороны, руки вверх;
Полоса препятствий: (1-2 мин)
Вот наш храбрый петушок
Голосисто поет (игрушка,
Гулять за собой ведет.
- ходьба по извилистой дорожке;
- перешагивание мягких модулей;
- ходьба по ребристой доске.
Подвижная игра «Кошка и цыплята» 2 раза
- На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
Заключительная часть.
Подвижная игра «Лиса и цыплята» 1 раз
«Впереди из–за куста смотрит хитрая лиса (игрушка)
Мы лисичку обхитрим, спрячемся и помолчим!
Дети прячутся, закрывая лицо платочками, лиса ищет, находит и догоняет, а дети убегают под крылышко к курочке Рябе.
Курочка Ряба:
Молодцы, мои цыплятки!
Ловкие, умелые,
Дружные и смелые!