Елена Васильева
Формирование экологического мышления младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Формирование экологического мышления младших дошкольников.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания,культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе,к "рукотворному миру",к себе и к окружающим людям.
Публикация «Формирование экологического мышления младших дошкольников» размещена в разделах
Осознанное-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии,эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни,роста и развития отдельных живых существ,взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных,состоянии растений,правильную их оценку и адекватное реагирование.
Таким образом,осознанный характер отношения к природе позволяет ребенку выполнить отдельные трудовые действия,направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
От нас,и наших детей зависит,будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Успех в воспитании гуманных чувств возможен,если ребенок будет,относиться к каждому живому организму как самоценной,уникальной сущности,имеющей право на жизнь.
ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ-формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением,способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В соответствии с целью экологического воспитания,можно выделить следующие ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ :
1. Развивать интерес ко всему живому,к природе во всех её проявлениях.
2. Обогащать представления о связях между природными явлениями.
3. Поощрять самостоятельные "открытия"детьми свойств природных объектов.
4. Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе,её охране и уходу за растениями и животными.
5. Воспитывать бережное отношение к природе,способность любоваться её красотой.
Таким образом,осуществляя работу в детском саду,в соответствии с целями и задачами экологического воспитания,мы способствуем формированию экологического мышления детей младшего дошкольного возраста.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Процесс формирования экологического мышления детей младшего дошкольного возраста будет проходить успешно,если для этого будут созданы необходимые условия.
В группе это уголок природы (растения,по возможности животные).Желательно в уголке иметь бросовый материал,природный эстетически оформленный. На участке можно создать экологическую тропу,сформировать альпийскую горку. Правильно организовать и оформить огород. Главное,чтобы все объекты были безопасны для жизни и здоровья детей.
Соблюдение выше описанных целей,задач,форм и условий экологического воспитания будет способствовать формированию экологического мышления детей дошкольного возраста.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Наиболее интересным направление в работе по формированию основ экологических знаний является организация исследовательской деятельности детей. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы экспериментированию,реальным опытам с реальными предметами и их свойствами.
ФОРМЫ :
1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ,как одна из традиционных форм организации экологического обучения и воспитания детей,имеют важную функцию-они позволяют накопить представления о природе и качественно их преобразовать-расширить,углубить,систематизировать.
2. ЭКСКУРСИЯ-еще одна очень интересная форма проведения экологических занятий. Экскурсия-это комплексное мероприятие,её заранее планируют,обдумывают,готовят. Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера:наблюдения за явлениями природы,пояснения взрослых,словесные игры,отгадывание загадок.
3. Ещё одна форма проведения экологической работы в детском саду- это ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ДОСУГИ. Экологические праздники могут быть посвящены временам года,урожаю,птицам и т. д. Одним из наиболее значимых является праздник,посвященный Дню Земли.
МЕТОДЫ:
1. СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ-это непрерывный процесс,который включает в себя организацию "экологических пространств",их совершенствование и коррекцию,ежедневное поддерживание условий,необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная совместная деятельность является методом экологического воспитания :она приучает детей систематически думать и заботиться о "братьях меньших".Но методом эта деятельность становится лишь в том случае,если она выполняется совместно взрослыми и детьми.
2. НАБЛЮДЕНИЕ. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов,в познании их через различные формы восприятия-зрительное,слуховое,тактильное,вкусовое,обонятельное.
Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников,появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют детям в процессе наблюдений сформировать представления о зависимости жизни растений от внешних условий.
3. ИГРОВОЙ МЕТОД-это еще один очень важный метод экологического воспитания. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны:во время игры ребенок раскован,он может проявлять инициативу,совершать любые действия,от которых игра может стать лучше или хуже,но при этом никто не пострадает, т. е. физически и морально не ограничен в этой деятельности. ИГРУШКА- обязательный спутник детских игр. Готовые игрушки (куклы,животные).ПОЛУГОТОВЫЕ ИГРУШКИ-кубики,мозаики,конструкторы применяются для моделирования объектов.
Особо ценной можно считать игрушку-материал (глина,песок,картон,бумага,природный материал,которая дает простор детской фантазии.
ИГРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ используются,чтобы показать свойства веществ. Например,при изучении темы "Воздух".Показать детям воздух наглядно можно используя мыльные пузыри.
Дошкольники с удовольствием играют в различные настольно-печатные игры -"Зоологическое лото","Ботаническое лото","Кто где живет?" и т. д. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ помогают развивать у детей ловкость,быстроту,силу. На прогулках,в конце экскурсии можно поиграть с детьми в подвижные игры,используя основы экологических знаний.
Интересно провести в детском саду длительную СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ "Экологическая почта".На протяжении игры каждый ребенок выполняет и обязанности почтальона,становится и получателем и отправителем корреспонденции,а главное-автором писем,причем не только от себя как ребенка,но и от первого лица тех или иных представителей животного и растительного мира.
4. БЕСЕДА является методом формирования экологического мышления детей младшего дошкольного возраста.
5. ЭКСПЕРИМЕНТ - важнейший из методов исследования. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравится деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия,учатся объяснять и доказывать. С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Опыты побуждают детей сравнивать,сопоставлять,развивают наблюдательность,восприятие,мышление. Интересные опыты можно проводить с водой,воздухом,песком и глиной,при выращивании зелени,например,репчатого лука.
Следует отметить,что основы экологической культуры закладываются в семье,усилия дошкольного образовательного учреждения будут малоэффективны,если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.
Таким образом,самое главное в экологическом воспитании и формировании экологического мышления младших дошкольников-личная убежденность педагога,умение заинтересовать,пробудить у детей,воспитателей и родителей желание любить,беречь и охранять природу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лучич М. В. Детям о природе:Кн. для воспитателя дет. сада -2-е изд. ,дораб. -М. :Просвещение,1989-143 с.
2. Николаева С. Н. юный эколог :Программа и условия её реализации в детском саду. -М. :Мозаика-Синтез.
3. Программа "Истоки" :Базис развития ребенка-дошк. Т. И. Алиева,Т. В. Антонова,Е. П. Арнаутова и др. -М: Просвещение,2003.-335 с.