Анастасия Гришина
Инновационные формы работы с родителями по правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы с родителями по правилам дорожного движения делются на активные и пассивные.
К пассивным формам работы относятся :
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Публикация «Инновационные формы работы с родителями по правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Папки–передвижки.
Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не попали в беду», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т. д.
Памятки для родителей.
Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) поведения на улице города, в автомобиле и др. Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саду. Буклеты, листовки, памятники адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.
Рекомендации такие как:
- посещение автогородока в парке Гагарина.
Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается через любовь к близким.
- просмотр видеофильмов по определенной тематике, например «Воспитываем грамотных пешеходов».
- Показ открытых занятий для родителей.
Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Выставки, вернисажи детских работ.
Их цель - демонстрировать родителям важные разделы программы или успехи детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т. д.).
Например: выставка, освящающая разделы программы «Безопасность дорожного движения».
К активным относят:
Круглый стол – в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
Родительские собрания, на которых воспитатели знакомят родителей с программными требованиями по обучению детей ПДД, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Собрания хорошо сочетать с показом родителям занятий и игр детей по изучению правил дорожного движения. Вопросы, поднятые на собраниях, могут быть предметом обсуждения на консультациях, в индивидуальных беседах, которые позволяют воспитателю установить тесный контакт с семьёй, дифференцированно подойти к каждому ребёнку, учитывая его типологические особенности, интересы, физическое состояние.
Родительский университет.
В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей, например «Кафедра грамотного пешехода».
Встречи родителей и детей с инспекторами ДПС.
Цель: рассказ о трудностях работы и необходимости соблюдения правил дорожного движения. Рассказы тнспектора родителям о правилах дорожного движения, и о необходимости взаимоуважения пешеходов и водителей.
Вечера вопросов и ответов
Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Клубы для родителей.
Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие закономерности домашнего воспитания, уровень знаний по ПДД.
Среди методов изучения семьи достаточно распространё нными стали социологические методы:
- социологические опросы,
- интервьюирование и анкетирование.
Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов.
Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала.
Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.
Оформление фотостенда, на котором будут помещаться фотографии детей, которые принимали участие вместе с родителями в той или иной ситуации на дороге.
Особая форма работы с родителями это родительский совет (комитет) группы. Которая позволяет матерьяльно оснастить группу необходимым пособием и оборудыванием.
Родительский совет - это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.
Для закрепления знаний полученных родителями нетрадиционной формой считается ращличные ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Примерными темами игр могут стать: «Происшествие на дороге», «Поездка в автобусе».
Викторина.
Цель: Совместно с родителями и детьми закреплять знания, понятия и правила дорожного движения. Воспитывать у детей желание соблюдать правила дорожного движения и уважение ко всем участникам дорожного движения. Могут участвовать 2 команды по 10 человек. В каждой команде выбирается капитан.
Конкурс - Эстафета «Умелый водитель»
Каждая команда делиться на 2 части. Части команд размещаются в противоположных концах зала, лицом друг к другу. Между ними «змейкой» ставятся 7-8 кеглей. Первые участники команд стартуют, на пути от одной части команды к другой они должны обежать каждую кеглю. И когда первый участник первой половины команды добегает до последней кегли, к нему присоединяется первый участник второй половины команды. Назад «змейкой» они бегут уже вдвоем, держась за руки. Добегают до последней кегли и забирают с собой следующего участника первой половины команды. Постепенно растущая цепочка участников команды должна, не разрываясь и не сбивая кеглей, прийти к финишу как можно быстрей. Выигрывает в данном конкурсе команда, финишировавшая первой и набравшая при этом меньшее количество штрафных очков.
Конкурс — «Эстафета»
Обе команды строятся друг за другом. От них на расстоянии 10 метров стоят два стола, на столах лежат две кучки карточек (по 10 штук в каждой кучке, а также две ручки. Около каждого стола стоит наблюдающий. По команде бегут к столикам, вытаскивают из кучки одну из карточек, обводят ручкой один из ответов на вопрос, указанный на выбранной карточке, после чего бегут обратно Ручка используется в качестве эстафетной палочки. Получив ручку от первого участника, стартует второй (третий и т. д.) участник команды. Выигрывает в данном конкурсе команда финишировавшая первой и набравшая при этом меньшее количество штрафных очков
Конкурс.
Капитанам команд предлагается решить кроссворд (дорожные знаки). Победителем признается капитан выполнивший задание быстрее своего оппонента.
Вывод:
Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга.
Постепенно это даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя болеекомпетентными в воспитании детей. Работа с семьей должна вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план.