Яваева Ксения
Выступление на педагогическом совете «Формы оздоровительно-развивающей работы с воспитанниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ - это целенаправленная и систе-матически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения, рассчитанная на длительный срок. Которая, строится на разделе образовательной об-ласти «Физическое развитие», примерной общеобразовательной программы дошколь-ного образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического раз-вития, приобщение к здоровому образу жизни.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Формы оздоровительно-развивающей работы с воспитанниками“» размещена в разделах
Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
- Охрана и укрепление здоровья детей
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка
с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Обеспечение физического и психического благополучия
Работа педагога проходит через все ведущие виды деятельности ДОУ - режимные моменты, игры, непосредственно-образовательную деятельность, взаимодействие с семьёй.
Двигательная деятельность - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая по-требность человека в движении. Она способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно сосудистой, дыха-тельной, физическому и нервно-психическому развитию.
В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят :
- утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, наце-ленных настроить, «зарядить» человека на весь предстоящий день. Её оздоровитель-ная польза заключается в воздействии на организм с учётом анатомо – физиологиче-ских и психических особенностей детей. Во время утренней гимнастики решаются за-дачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспита-ния, формируются необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье.
- физкультурные занятия (Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств : быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части применяются упражнения в ходьбе, беге. танцевальные и порядковые упражнения. В основной части используются обще-развивающие упражнения, основные движения и подвижные игры. В заключительной части проводятся малоподвижные игры или спокойная ходьба).
- индивидуальна работа (дифференцированные игры, подобранные с учетом двигательной активности ребенка упражнения на формирование осанки и стопы двига-тельное задание по усмотрению воспитателя)
- работа с родителями, (консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, совместные досуги, развлече-ния и т. д.)
- занятия физкультурой на свежем воздухе
- кружок «Лечебная физическая культура», в которую входят организация профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий. Проводятся упражнения для профилактики правильной осанки и укрепления мышц свода стопы: корригирующая ходьба, ходьба по дорожкам здоровья, ходьба с преодолением пре-пятствий. Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж. Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от со-стояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Дыхательные упраж-нения способствуют улучшению легочной вентиляции и укреплению основных ды-хательных мышц.
Стретчинг – комплекс упражнений, основанный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способ-ствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку.
- Закаливание - это комплекс мероприятий с использованием естественных фак-торов природы, которые формируют и совершенствуют функциональные системы организма, направляют их на повышение иммунитета. Дети меньше болеют, легче переносят заболевания.
Ходьба босиком
Ходьба босиком по массажным коврикам, дорожкам
Облегченная одежда детей
- Мониторинг, медицинский осмотр - система медицинского контроля за ро-стом и развитием детей.
- инновационная площадка «Олимпийское движение дошкольников».
Представляет собой: педагогическое целеполагание олимпийского образования дошкольников, планирование, ряд мероприятий методического, педагогического и физкультурно-оздоровительного характера с детьми и их родителями, направленных на развитие интегративных качеств дошкольников и повешение компетентности всех участников педагогического процесса в данном вопросе.
Практическая значимость проекта заключается в том, что дети узнают историю олимпийского движения, знакомятся с олимпийскими символами, с различными ви-дами спорта, выдающимися спортсменами, а участие в разносторонней совместно дея-тельности вырабатывает у них целеустремленность, чувство ответственности, команд-ный дух, желание быть похожими на легендарных спортсменов. Кроме того олимпий-ское образование и участие детей в малых Олимпийских играх способствует форми-рованию психологической устойчивости ребят к неудачам, формированию нравствен-ных качеств спортсменов: честности, воли к победе, взаимовыручки, что является не-маловажным фактором будущего успешного обучения ребёнка в школе.
Данный проект осуществляется в рамках образовательной программы «От рож-дения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и парциальной программе по физическому развитию дошкольников Л. И. Пензулаевой, в младшей, 2 –х средних, старших и подготовительной группах МАДОУ Детский сад № 3 «Дюймовочка» г. Бирска. Настоящий проект предоставляет большие возможно-сти для проявления творческой инициативы детей, родителей, воспитателей, всех, кто заинтересован в укреплении здоровья детей через физическую культуру и спорт.
С детьми – материал по темам реализуется через образовательные области, как в непосредственно образовательную деятельность, так и в свободную совместную дея-тельность взрослых и детей;
Образователь-ная область Задачи Содержание
«Познание» Формировать у детей представ-ления об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью фи-зического и социально-нравственного совершенствования людей в процессе ознакомления дошкольников с первоначальными сведениями из истории Олимпий-ского движения древности как до-стижения общечеловеческой культуры. Беседы: «Возникновение Олим-пийских игр», «Олимпийское дви-жение современности», «Олим-пийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы совре-менности»;
Использование ИКТ для знаком-ства с олимпийскими видами спор-та.
Рассматривание картинок и фото-графий с изображением разных ви-дов спорта и оформление их в аль-бом. Использование дидактиче-ских игр, посвященных разным ви-дам спорта.
«Физическая культура» Развивать у детей интерес к заня-тиям физической культурой и спортом, умения и навыки со-трудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпизма, а также потребности в новых знани-ях о способах сохранения и укрепления здоровья. Развивать у детей стремление к актуализации опыта других и своего собствен-ного по укреплению и сохранению здоровья посредством занятий фи-зической культурой Спартакиада (по сезонам).
Занятия, прогулки, игры, гимна-стика, досуги, праздники, день Здоровья;
Спортивные упражнения;
Подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования.
«Социализация» Учить не только получать радость от своих результатов, но и пере-живать за товарищей.
Развитие сотрудничества: выслу-шивать товарищей, соглашаться с большинством.
Изучить качества, которые позво-лили спортсменам стать победи-телями Олимпиады. Эстафеты, игровые упражнения.
Совместное придумывание назва-ния команды и девиза.
«Коммуникация» Развивать связную речь: дать воз-можность детям рассказать о том, что они видели. Продолжать рабо-ту над образованием сложных слов. Дидактические игры и заниматель-ные упражнения.
Музыка» Познакомить с песнями, имеющи-ми спортивную направленность, с гимном олимпийских игр. Слушание, изучение.
Художественное творчество» Закреплять умение детей рисовать человека в движении и творческие способности. Создание рисунков и макетов о спорте. Выставки рисунков, кон-курсы макетов.
Разработка олимпийской символи-ки. Выставка детских работ.
«Чтение художе-ственной литера-туры» Воспитывать у детей таких соци-ально значимых личностных ка-честв, как целеустремленность, организованность, инициатив-ность, трудолюбие. Придумывание стихов и рассказов о спорте и спортсменах и люби-мых спортсменах. Конкурсы сти-хов и рассказов о спорте.
Придумывание детьми двигатель-ных загадок.
«Здоровье» Воспитывать желание вести здо-ровый образ жизни; накопление и обогащение двигательного опыта детей. Ролевые и сюжетные спортивные игры, основанные на олимпийских традициях Фоторепортажи «Се-мейные спортивные традиции», «Семейный секрет здоровья».
«Безопасность» Освоить правила безопасности жизнедеятельности, личной гигие-ны и правильного питания. Тематические беседы, дидактиче-ские игры.
Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, бе-речь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.