Наталья Пономарева
Оценка организации построения развивающей предметно-пространственной среды в учреждении
«Оценка организации построения развивающей предметно –пространственной среды в учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
Значение создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Настоящее время в связи с реализации ФГОС ДО вопрос создания предметно-развивающей среды является одним из наиболее актуальных и обсуждаемых.
Публикация «Оценка организации построения развивающей предметно-пространственной среды в учреждении» размещена в разделах
Задача воспитателя не просто организовать предметно-развивающую среду, а сделать ее интересной и познавательной для воспитанников, способной обеспечить полноценное и всестороннее развитие каждого ребенка, с учетом его возрастных, психологических и физиологических возможностей и потребностей. Предметно-развивающая среда, созданная в соответствии с ФГОС ДО, способствует развитию детей и формированию у них активной жизненной позиции.
Цель: создания предметно-развивающей среды группы – обеспечение воспитанников возможностью реализовать свои способности и творческие задатки, удовлетворить потребности в игре и развитии, достичь необходимых результатов в освоение общеобразовательной программы.
Педагогически верно созданная предметно-развивающая среда направлена на развитие у детей любознательности, социальной культуры навыков, коммуникации, и эффективного взаимодействия с окружающими, познавательного интереса, эмоционального благополучия, и индивидуальной комфортности.
Задачи создания предметно-развивающей среды :
Создание среды с учетом особенностей, и потребностей каждого воспитанника. Разработка дизайна с учетом возрастной группы, и цели создания среды. Обеспечение полноценного общения и взаимодействия между воспитанниками в рамках среды, удовлетворение их потребностей в двигательной активности.
Основные требования к организации среды.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть :
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
1- Формулирование цели и задач. Определение приоритетных направлений развития ребенка и выделение особенностей подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы.
2- Определение учебно-методических пособий, необходимых для обучения и воспитания дошкольников; подбор игр, и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности, оборудования для разных видов деятельности детей (игровые уголки, горка, ширма, для театра и т. д.).
3- Составление перечня дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и т. д.).
4- Оценка имеющегося ресурса оборудования и материалов в группе, отбор необходимых материалов, пособий, оборудования. Лишнее оборудование (не требующееся в ближайшем будущем).
5- Определение пространственного размещения оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевалке, умывальной и других комнатах) на основе принципа зонирования.
6- Размещение мебели и крупного оборудования согласно плану-схеме. Наполнение пространства игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы.
7- Изучение интересов, предпочтений, особенностей детей данной группы и внесение коррективов в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей детского сада.
8- Продумывание последовательности внесения изменений в предметнопространственную среду в течение года с учетом содержания образовательной программы, предположительной динамики развития детей, приобретения новых материалов и оборудования.
Оценка предметно-развивающей среды.
Целенаправленно созданная предметно-развивающая среда имеет большое значение в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда группы должна вызвать у ребенка только положительные эмоции и чувство радости. Эти чувства переносятся не только на нахождение в данной среде, но и в целом на желании ребенка посещать детский сад. В том случае, если среда оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, то он с радостью посещает детский сад, обогащается новыми впечатлениями, принимает активное участие в организуемых воспитателем занятиях, что способствует его полноценному и всестороннему развитию, формированию активной жизненной позиции.
Любая предметно-развивающая среда должна развиваться и совершенствоваться вместе с воспитанниками группы, только в этом случае она будет действительно развивающей и стимулирующей активность ребенка. Трансформация и совершенствование предметно-развивающей среды осуществляется посредством внедрения в нее новых развивающих игрушек и игр, создания актуальных и востребованных зон. То есть она должна полностью удовлетворять возрастные потребности ребенка, «подталкивать» его на развитие и самосовершенствование. Помимо этого, среда должна способствовать установлению между детьми дружеских взаимоотношений, сплочению детского коллектива, снижению конфликтных ситуаций и т. д. Дети должны стремиться к продуктивному общению, коллективным играм и коллективному решению, познавательных задач, и проблемных обучающих ситуаций. Все это не только развивает воспитанников, но и помогает выработать у них навыки успешной социализации в современном обществе.
Таким образом, оценка созданной предметно-развивающей среды во многом зависит от успехов воспитанников.
Оценка организации построения развивающей предметно – среды в учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
Предметно -развивающей среды в ДОУ. (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
предметно-развивающей среды в ДОУ. часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития
В соответствии с ФГОС ДО понятие предметно развивающая - среда трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль педагога, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. предметно-развивающей среда способствует и профессиональному развитию самого педагога.
Предметно-развивающая среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения должны соответствовать требованиям предметно развивающей среде, т. к. среда должна быть :
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с реализаций нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Целью изучить современные подходы к организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.
Задачи данной работы:
1. Отметить теоретические аспекты организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.
2. Проанализировать особенности, требования к созданию предметно-развивающей среды.
3. Определить специфику организации, условия построения предметно-развивающей среды.
Оценка предметно-развивающей среды.
Целенаправленно созданная предметно-развивающая среда имеет большое значение в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда группы должна вызвать у ребенка только положительные эмоции и чувство радости. Эти чувства переносятся не только на нахождение в данной среде, но и в целом на желании ребенка посещать детский сад. В том случае, если среда оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, то он с радостью посещает детский сад, обогащается новыми впечатлениями, принимает активное участие в организуемых воспитателем занятиях, что способствует его полноценному и всестороннему развитию, формированию активной жизненной позиции.
Любая предметно-развивающая среда должна развиваться и совершенствоваться вместе с воспитанниками группы, только в этом случае она будет действительно развивающей и стимулирующей активность ребенка. Трансформация и совершенствование предметно-развивающей среды осуществляется посредством внедрения в нее новых развивающих игрушек и игр, создания актуальных и востребованных зон. То есть она должна полностью удовлетворять возрастные потребности ребенка, «подталкивать» его на развитие и самосовершенствование. Помимо этого, среда должна способствовать установлению между детьми дружеских взаимоотношений, сплочению детского коллектива, снижению конфликтных ситуаций и т. д. Дети должны стремиться к продуктивному общению, коллективным играм и коллективному решению познавательных задач и проблемных обучающих ситуаций. Все это не только развивает воспитанников, но и помогает выработать у них навыки успешной социализации в современном обществе.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что организация развивающей ПРС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
А оценка созданной предметно-развивающей среды также во многом зависит от успехов воспитанников.