Алена Ижбулдина
Выступление на педагогической конференции «В ладу со временем». Опыт работы по программе «Югорский трамплин»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
5февраля 2014г. Нашему учреждению был присвоен статус пилотной площадки по апробации образовательной программы «Югорский трамплин».
Программа представляет собой одно из воплощений личностно-ориентированного подхода к образованию детей дошкольного возраста. Это означает, что программа ориентирована на ребенка, основана на глубокой уверенности, что каждый ребенок имеет право на обучение и может достигать в нем успеха, опирается на сильные стороны ребенка и представляет ему широкие возможности для активного, осмысленного познания мира посредством игры и других, адекватных возрасту ребенка форм и методов образования. Идея программы – построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества.
Публикация «Выступление на педагогической конференции „В ладу со временем“, Опыт работы по программе „Югорский трамплин“» размещена в разделах
Слайд 2
Подготовка к реализации программы началась с начала учебного года. Воспитательно–образовательную деятельность осуществляли 4 группы (две 1 младшие группы, две 2 младшие группы). В начале мы изучили саму программу, обсуждали ее, в ноябре мы прошли курсы повышения квалификации, где одним из разделов было знакомство с программой «Югорский трамплин».
Ежедневно в группах проводится групповой сбор, действуют «рабочие» стенды: «звездочка недели», «доска выбора», экран настроений, и т. д. Воспитателями разработан проектно-тематический план.
Слайд 3
Группы, работающие по программе, создали развивающую среду. Есть обязательные принципы, по которым организовано пространство группы, подбираются материалы для детских игр и занятий, есть очевидные установки, которые являются обязательными для педагогов и которые определяют степень их профессиональной компетентности.
Принцип комфортности – «Мне здесь удобно, эта комната для меня»
Принцип целесообразной достаточности.
Принцип достаточности «Я все могу взять, достать, дотянуться».
Принцип превентивности.
Принцип личной ориентированности.
Принцип баланса инициатив детей и взрослых.
Слайд 4 названия центров
Слайд 5
Проектно-тематическая деятельность имеет преимущества для всех:
Родители имеют возможность наблюдать за образованием и воспитанием своих детей, делиться знаниями и участвовать в различных мероприятиях.
Педагоги имеют возможность через использование новых педагогических технологий повысить свой профессиональный уровень.
Дети имеют возможность почувствовать себя мыслящими личностями и проверить свои знания и умения.
Проектно-тематическая деятельность ориентирована на всеобъемлющее развитие, а не на концентрацию неких изолированных областей знания, что для детей-дошкольников совершенно неестественно. При организации этой деятельности дети могут увидеть связи между различными дисциплинами, а также взаимоотношение между изучаемыми предметами и реальной жизнью.
Педагог заполняет ребёнка не знаниями в прямом смысле этого слова, а стремлением учиться, познавать мир и никогда не останавливаться при этом.
Реализация проектно - тематического подхода требует от педагога следующих умений :
самостоятельно конструировать поток знаний, умений и навыков детей;
анализировать и принимать решения;
работать в команде, в том числе и с детьми.
Проектно-тематическое обучение помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Работа над темой и проектами помогает:
создать в группе атмосферу, стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где он не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другому ребенку;
сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметную среду;
обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей в соответствии с социально-педагогическими ценностями и целями, их педа- гогическую поддержку.
Слайд 6 таблица этапов реализации проекта
Слайд 7
Шаг первый: ВЫБОР ТЕМЫ
Работа над темой – познавательная и предметная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проектах.
• интересы детей;
• их способности потребности;
• имеющийся у детей опыт;
• общий уровень детей развития всех детей группы;
• требования временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении;
• ФГОС
• соблюдение национальных традиций;
• наличие ресурсов, необходимых для изучения темы.
Слайд 8
Шаг второй: ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ПРОЕКТОВ
Планирование с детьми
Планирование педагогами
В программе «Югорский трамплин» рекомендуется обсуждать вместе с детьми план темы и составляют тематическую «паутинку»-схему темы, отвечая на три вопроса
1вопрос: «Что мы знаем о?»
2вопрос: «Что мы хотим узнать о?»
3вопрос: «Как мы это сделаем?»
Слайд 9
Шаг третий: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:
индивидуальная деятельность
коллективная деятельность детей
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами педагог помогает детям соизмерить свои желания и возможности.
Слайд 10
Шаг четвертый: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
К образовательным результатам проектно-тематического деятельности можно отнести способность ребенка:
• организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое,
• договариваться о правилах,
• задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта,
• присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать,
• совершать на элементарном уровне действия по обработке информации : сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения,
• делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы,
• высказываться в связи с высказываниями других,
• устанавливать контакты,
• поддерживать разговор,
• использовать элементарные нормы общения.
• сотрудничать (с взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.
Следует отметить, что знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетентностей.
Слайд 11
Вовлечение семьи в образовательный процесс.
Программа исходит из того, что ребенок живет в семье, её влияние – основа развития и воспитания, её законы и ценности приоритетны. Конечно, профессионализм педагога чрезвычайно важен для работы с детьми. Однако его профессиональную заинтересованность в каждом ребенке не стоит противопоставлять глубокому, природой заложенному интересу к судьбе собственного ребенка. Собственно, профессионализм педагога во многом определяется тем, насколько успешно он работает в союзе с родителями ребенка.
Родителям предоставляется возможность участвовать во всех аспектах деятельности дошкольного учреждения, педагоги увеличивают шансы ребенка на преуспевание и хороший эмоциональный фон. Программа предлагает самые разные формы вовлечения семьи, которые должны, однако, следовать определенным, в том числе, этическим правилам.
Сотрудническая роль педагога :
Гид
Задаёт вопросы
Ищет решения проблем вместе с родителями и сотрудниками
Спрашивает родителей о ребёнке и вместе с ними оценивает развитие
Узнаёт цели и пожелание родителей в отношении ребёнка и всей группы, предлагает собственное видение и обсуждает с родителями пути развития ребенка
Чувствует, что всегда хорошо получать дополнительную информацию и так же ориентирует и родителей.
Обсуждает с родителями, что они хотят и могут сделать
Говорит понятно для родителей, объясняет все необходимые технические термины
Помогает родителям увидеть их сильные стороны и тот багаж знаний и опыта, который может быть ценным в группе.
Готов не только преподавать, но и учиться у родителей.
Одна из основных задач воспитателей – вовлечь родителей в конкретные дела, занятия, проекты, развивающиеся в группах, которые посещают их дети.
Слайд 12
эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными
физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться;
непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям;
наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные;
в процессе вовлеченности в дело группы родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру, через занятия в центрах активности и познавательную деятельность;
родители оценивают важность предоставления ребенку права на выбор своих занятий для развития альтернативного мышления.
Вовлечение семьи в образовательный процесс анализа ситуации и возможностей, они смогут наблюдать, как преуспевают в социальном развитии дети – находят друзей, учатся работать вместе с другими детьми, как они учатся друг у друга. Обычно пребывание в группе делает родителей убежденными сторонниками программы, ориентированной на ребенка, и позволяет некоторым из них сделать выводы о том, что незачем перегружать ребенка посещением многочисленных кружков, «подстегивая» тем самым его развитие.
Слайд 13
Что же полезного извлекают сами дети от присутствия членов семьи в группах?
Они общаются с семьями других детей.
Каждый ребенок получает возможность получить больше внимания от взрослых.
Улучшается отношение и доверие к детскому саду со стороны детей, укрепляется чувство защищенности.
Расширяется круг взрослых, которые выступают для детей в качестве источника знаний и опыта;
Дети получают дополнительные стимулы в своем стремлении к достижению успеха.
Слайд 14
Реальную пользу от вовлечения имеют и сами воспитатели:
Они получают еще одного взрослого заинтересованного человека, который может занять детей в каком-то центре;
Они могут попросить помощника понаблюдать за тем, как и с кем играют дети и обсудить с ним результаты этих наблюдений.
Они могут рассчитывать на использование увлечений, талантов, знаний и интересов родителей.
Вовлечение членов семьи в образовательный процесс в группе позволяет педагогам быть уверенными, что родители будут помогать детям закреплять полученные знания дома.
Возникает более тесное общение родителей друг с другом.
Педагоги могут уверенно рассчитывать на то, что родители будут охотнее отзываться на просьбы воспитателей.
Слайд 15
Ребёнок должен расти в обстановке эмоционального комфорта, уверенности в собственных силах и подлинного уважения к его интересам и возможностям.