Юлия Забелина
Речевое развитие детей раннего возраста посредством пальчикового театра
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на Педчтениях
Подготовила воспитатель
группы раннего возраста Забелина Ю. А.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Забелина Юлия Алексеевна.
Я работаю в МКДОУ «Клевакинский детский сад».
Тема моего выступления «Речевое развитие детей раннего возраста посредством пальчикового театра».
Темочки:
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Все вы знаете, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие» выделена в отдельную образовательную область.
Это не случайно, так как речевое развитие является важным направлением много - аспектного целостного процесса развития дошкольника. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - 4 основным видам речевой деятельности.
Основные задачи развития речи – развитие речевой среды, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, - решаются на протяжении всего дошкольного возраста.
Практика и результаты педагогической диагностики нашего детского сада, а также мои педагогические наблюдения за детьми показывают увеличение количества дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии.
Я работаю с детьми в группе раннего возраста, где на 1 сентября из 14 детей 60%- дети с малой речевой активностью, 40% не разговаривали, что безусловно влияет на их общее развитие и мышление.
Передо мной встала задача: как активизировать речь детей раннего возраста? Как научить малыша достаточно свободно выражать свои мысли и желания?
Для того, чтобы решить эту проблему мне необходимо было найти такое средство для общения, которое бы развивало устную речь детей. Таким средством я выбрала пальчиковый театр.
Во-первых, пальчиковый театр – это волшебный мир, играя в него, дети познают окружающий мир. Театрализованные представления способствуют ощущению успеха в развитии личности ребенка в целом. В создании игрового образа велика роль слова. Оно помогает ребенку выражать свои эмоции, мысли, и чувства.
В процессе драматизации ребенок говорит за персонажа определенным голосом, старается передать его характер, эмоции. В это время незаметно активизируется словарь ребенка, формируется звуковая сторона речи. Диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Ребенок начинает пользоваться словарем, который тоже пополняется.
Во-вторых, пальчиковый театр развивает мелкую моторику дошкольников.
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
О чём и сказал В. А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»,«Рука - это инструмент всех инструментов», - заключал еще Аристотель, «Рука - это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Цель моей деятельности: развить, в соответствии с возрастными возможностями, все стороны устной речи детей раннего возраста при помощи пальчикового театра.
Задачи, которые я определила:
1. Создать условия для речевого развития детей раннего возраста посредством пальчикового театра.
2. Сформировать речевые навыки и умения каждого ребенка.
3. Сформировать моторные навыки дошкольников через выполнение предметно-практических действий.
4. Обогатить представления детей о пальчиковом театре, о видах пальчикового театра.
5. Способствовать развитию эмоциональности воспитанников.
6. Развивать интерес к пальчиковому театру.
7. Воспитывать доброжелательность в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
8. Приобщить родителей (законных представителей) к совместной деятельности по речевому развитию детей на основе пальчикового театра.
Для получения качественных образовательных результатов я разработала Алгоритм речевого развития своих воспитанников посредством пальчикового театра, который включает три этапа взаимодействия с детьми.
Задачи первого этапа:
1. Создать благоприятные психолого-педагогические условия для реализации данного направления.
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе по речевому развитию малышей.
В рамках этого этапа я:
- изучала педагогическую литературу по речевому развитию детей до 3-х лет;
- разрабатывала дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
Прежде всего, я постаралась создать для детей психологически комфортную образовательную среду. Для этого учитывала важнейшие для полноценного психического развития ребенка раннего возраста моменты : становление привязанностей, положительные самоощущения, доверие к другим людям; развитие инициативности и любознательности.
Поэтому:
- применяла только те формы и методы, которые соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям моих воспитанников;
- использовала такие педагогические приемы как поощрение, похвала, которые позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности.
Все эти действия стимулировали раскрепощенность и речевую активность детей.
В группе была обогащена развивающая предметно-пространственная среда, которая также способствовала речевому развитию дошкольников.
Я оформила развивающую зону художественно-творческой направленности «Пальчиковый театр», состоящий из различных видов этого театра. Оснастила пространство группы оборудованием, сенсорными пособиями, атрибутами для пальчиковых игр и упражнений, подобрала специальные книги, альбомы и демонстрационный материал по теме.
Мною были предусмотрены и представлены полифункциональные предметы, природные материалы, пригодные для использования в данном виде деятельности.
В своей работе я использую следующие виды пальчикового театра :
Пальчиковый театр из бумаги.
Пожалуй, самый простой вид пальчикового тетра, который можно сделать вместе с ребенком. Недостатком такого вида кукол является их недолговечность. За счет своей облегченности данный вид пальчикового театра рекомендуется использовать на начальном этапе работы с детьми раннего возраста.
Пальчиковый театр «Кукольные головки»
Как правило, фабричный. Может быть изготовлен из резины или пластмассы. Требует от ребенка владения определенной техникой, так как является самым сложным в употреблении
Пальчиковый театр из дерева.
Приобрел широкое распространение. Производители упаковывают такой театр в разнообразные «коробочки», соответствующие тематике того или иного произведения. Фигурки могут быть использованы и в качестве настольного театра. Часто используется на младшей группе за счет маленького углубления для пальца. Основной недостаток заключается в сложности подбора размера кукол для каждого ребенка.
Вязаный пальчиковый театр
Один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Основное условие: владение навыками вязания, а также наличие определенных схем для вязания того или иного персонажа. Куклы такого пальчикового театра получаются очень «живыми», мягкими и приятными в употреблении. Может использоваться для детей раннего возраста.
Пальчиковый театр из шерсти, сваленной методом фильцевания, и ткани. Фильцевание или сухое валяние – это процесс изготовления изделий при помощи специальных игл, которые перемешивают и спутывают волокна шерсти. Сухое валяние подходит для создания объемных изделий: игрушек, декоративных фигурок, авторских кукол, нанесения рисунков на фетр и войлок.
Пальчиковый театр из бросового и природного материала.
Еще один вид простого в изготовлении пальчикового театра. Материалом могут послужить различные стаканчики, кусочки ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые ложки и вилки и т. д. Изготовить такой театр можно вместе с детьми, предварительно заготовив материал. Необходимое условие: безопасность используемого материала. Такой пальчиковый театр можно использовать с детьми раннего возраста при соблюдении учета физиологии детей.
Таким образом, в группе были созданы все условия для речевого развития каждого ребенка, обеспечена психологическая комфортность пребывания в группе.
Образовательный процесс по данной теме был обеспечен мною учебно-методическим комплектом, который я разработала с учётом ФГОС ДО и в соответствии с основной образовательной программой, реализуемой в нашем ДОУ.
В комплект ходит:
1. Комплексно-тематическое планирование.
2. Серия конспектов НОД: «Волшебные пальчики», «Игрушки из перчатки», «Малыши-артисты» и др.
3. Картотека пальчиковых игр :«Сорока - белобока», «Семья» и др.
4. Сценарии развлечений и игр-драматизаций : «У бабушки Матрёны», «Веселые посиделки», «Подарки из сундучка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Репка».
5. Сценарии проектов на основе пальчикового театра и пальчиковых игр : «Театральная мастерская», «Весёлые пальчики».
6. Иллюстративный и демонстрационный материал по теме.
На втором этапе нужно было сформировать у детей способы действий (научить, как это делать). Способы действий были направлены на формирование речевых навыков и умений, создание простейших примеров пальчиковых игр-драматизаций.
Задачи второго этапа:
1. Формировать речевые умения и навыки детей посредством ознакомления с упражнениями для пальцев рук, пальчиковым театром, различными потешками, стихами, сказками, которые можно «озвучить» при помощи пальчиковых игр.
2. Развивать все стороны устной речи детей.
3. Внедрить в практику учебно-методический комплект, способствующий развитию речи воспитанников.
4. Организовать взаимодействие с родителями по данному направлению.
На этом этапе происходило накопление речевого опыта детей. То есть я способствовала обогащению у детей впечатлений, знаний, умений, которые они получали в процессе пальчиковых игр и упражнений, игр-драматизаций.
Я применяла следующие пальчиковые игры и упражнения :
1) Пальчиковую гимнастику, включающую в себя комплекс чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук.
2) Пальчиковые игры :
- игры на основе русских народных потешек;
- игры на основе стихотворений:
3) Игры-драматизации.
Это драматизация сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя».
Хочу отметить, что, прежде чем предлагать детям сюжетную драматизацию, я формировала у них игровые действия с разнообразными пальчиковыми игрушками и предметами-заместителями. Обучение проводила на основе реальных ситуаций, знакомых детям (пальчики гуляют, пляшут, делают зарядку и др.).
Затем объединяла разрозненные игровые действия в единую цепочку. Тем самым, я формировала у детей умение использовать фигурки-персонажи в процессе театрализованного действия.
Формируя сюжетные игровые действия у детей, я создавала условия для возникновения самостоятельной творческой игры, которая, в свою очередь, эффективно активизирует речевую деятельность.
При помощи игр-драматизаций формировала у детей умение «озвучивать» роли персонажей. Передвигая пальчиками, дети упражнялись в воспроизведении литературных диалогов, потешек или, с моей помощью, сочиняли свои диалоги.
Достигать высоких результатов мне помогает тесное взаимодействие с родителями воспитанников.
Я регулярно привлекала родителей к подготовке и проведению различных мероприятий по развитию речи детей, оснащению развивающей среды. Кроме того, я приглашала родителей на открытые занятия.
Использовала разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации, информационные тематические папки-передвижки, буклеты.
Провела для родителей:
- консультации для родителей: «Фольклорные игры для малышей»,«Роль предметных действий в развитии речи детей раннего возраста», «Дидактические игры с куклами в домашних условиях», «Развиваем мелкую моторику у ребенка»;
- мастер-класс «Пальчиковые игры для развития активной речи ребенка»;
Организовала совместную с родителями деятельность по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе:
- оформили лэпбук:«Зверюшки из сказок»;
- совместно изготовили атрибуты и пособия для пальчиковых игр и спектаклей;
- организовали фотовыставки и стенгазеты.
В работе с детьми по использованию пальчикового театра родителям я даю такие советы:
1. Сопровождайте совместную деятельность стихами и потешками.
Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте ребёнка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
2. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочерёдно).
Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик - они самые ленивые).
3. Играйте часто, но понемногу.
В результате, система совместных мероприятий сформировала у родителей теоретические знания и практические умения по вопросам развития речи детей на основе пальчикового театра. Они приобрели опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.
По данной теме я работаю недавно и сейчас реализую задачи второго этапа.
Но могу сказать, что уже заметила положительную динамику в речевом развитии детей своей группы. Исходя из моих наблюдений и результатов диагностических заданий, могу сказать, что дети активно повторяют движения, стараются повторять диалоги из хорошо знакомых сказок. В соответствии с возрастом, у них сформированы обще речевые умения : речевое дыхание, слуховое внимание, темп речи. Малыши с большим интересом слушают меня, заряжаются положительными эмоциями во время занятий с пальчиковым театром.
На третьем этапе я планирую организовать такую деятельность, которая предполагала бы самостоятельность и инициативу воспитанников, без применения образцов взрослого.
Задачи третьего этапа будут такие:
1. Развивать речевую инициативу и самостоятельность детей.
2. Развивать способность самостоятельно разыгрывать сценки при помощи пальчиковых игр и пальчикового театра.
3. Развивать позитивное общение дошкольников со сверстниками и взрослыми.
Надеюсь, что все задачи будут успешно решены.
Своё выступление я хотела бы закончить небольшим стихотворением.
«Две руки»
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остаётся у того,
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остаётся,
Оно любовью к ближнему зовётся.