Анастасия Зеленкова
Выступление на педагогическом совете «Применение физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе»
Актуальность данной темы обусловлена тем, что здоровье является основой жизнедеятельности человека, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Применение физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в нашей стране, интерес к занятиям физической культурой остается достаточно высоким. Это свидетельствует о том, что оздоровительная физическая культура, рассматривающая здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности и образом жизни, становится одним из жизненно важных приоритетов современного человека.
Поэтому первоочередной задачей старшего поколения становится поддержание этой положительной тенденции, посредством формирования интереса к занятиям физической культурой у детей, главную роль в данном процессе играют современные физкультурно-оздоровительные технологии, но прежде чем приступить к их анализу, следует дать определение основным категориям, упоминаемым в работе.
Физкультура (физическая культура) – система укрепления здоровья и физического воспитания людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены.
Оздоровительная физическая культура – это производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачами оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение стимула сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды (иммунитет, предупреждение заболеваний и т. д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней, и доступны всем здоровым людям.
Теперь, когда четко сформулированы определения основных базовых понятий, постараемся разобраться в том, что из себя представляют современные физкультурно-оздоровительные технологии.
Сегодня физкультурно-оздоровительные технологии не являются достоянием личного опыта редких специалистов, а разрабатываются в соответствии с достижениями медицинской науки. Любая физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурно-оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, и тестирование физической подготовленности, а также вопросы управления и администрирования.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная технология – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления.
Выбор здоровье сберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Современные здоровье сберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.
Виды здоровье сберегающих технологий :
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровье сбережение и здоровье обогащение педагогов;
валеологического просвещения родителей;
здоровье сберегательные образовательные технологии.
Формы организации здоровье сберегательной работы:
физкультурные занятия;
самостоятельная деятельность детей;
подвижные игры;
утренняя гимнастика;
оздоровительные физкультминутки;
физические упражнения после дневного сна;
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
физкультурные прогулки;
физкультурные досуги;
оздоровительные процедуры в водной среде.
Существующие здоровье сберегающие технологии можно поделить на три группы.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – это система упражнений основная цель которых – растяжка связок мышц, а также повышение гибкости тела.
Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий.
В целом, стоит выделить следующие положительные черты такого процесса оздоровительно-физкультурной работы как игровой стретчинг:
статическое растягивание значительно улучшает гибкость;
улучшается подвижность суставов;
снимает мышечное напряжение;
во время занятий статическим растягиванием происходит гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма;
способствует лучшей координации движений, повышает способность двигаться;
улучшается пластичность;
появляется артистизм;
улучшает самочувствие и поднимает настроение;
укрепляются мышцы спины, тем самым появляется красивая осанка.
Степ аэробика – интенсивная ритмическая гимнастика с использованием степ платформы, которая имитирует ступеньку.
Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20—30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта.
Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, для детей изготовляются индивидуальные снаряды — степы.
Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной — 25 см, длиной — 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином.
Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
— в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин. ;
— как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
— в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
— в показательных выступлениях детей на праздниках;
— как степ-развлечение.
Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд. /мин.
Динамические паузы – упражнения для профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного занятия.
Релаксация – снижение тонуса скелетной мускулатуры.
Гимнастика пальчиковая – это пассивные или активные движения пальцами рук.
В зависимости от обозначенных целей и задач можно выделить такие комплексы упражнений, направленные на:
работу мышечного скелета рук в различных направлениях;
движения пальцев по телу или по столу;
построение небольших фигурок животных, а также предметов с помощью скоординированных движения пальцев и кистей обеих рук
Отдельно можно выделить:
игры-забавы;
сказки в сопровождении жестикуляции;
стихотворные игры.
Важно не перегружать малышей заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.
Гимнастика для глаз – это комплекс специальных упражнений, направленных на сохранение зрения и снятия усталости.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;
для укрепления мышц глаз;
для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Гимнастика бывает:
1) игровая коррекционная физминутка;
2) с предметами;
3) по зрительным тренажёрам;
4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
Гимнастика дыхательная – это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения, наоборот, подразумевают быстрое поверхностное дыхание.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше, чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным, выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.
Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.
При составлении комплексов дыхательной гимнастики учитывалось:
-эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
-доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
-степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.
Гимнастика динамическая – комплекс несложных упражнений, которые предполагают активное включение вестибулярного аппарата.
Гимнастика корригирующая – система специальных физических упражнений применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривления позвоночника; оказывает общеукрепляющие действие на организм.
Цель вводной части - повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием вводной части являются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию. Завершается эта часть построением детей в колонны или группы для выполнения общеразвивающих упражнений.
Основная часть включает - упражнения общеразвивающего характера. Упражнения даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины и ног, для гибкости позвоночника.
Упражнения выполняются из разных исходных положений - стоя, лежа, на спине, и животе, сидя. Это способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц.
Для восстановления частоты пульса гимнастика завершается заключительной частью, включающей физические упражнения с постепенным снижением темпа.
Гимнастика ортопедическая – это комплекс упражнений направленных на укрепление мышц свода стопы.
В проведении ортопедической гимнастики существуют свои особенности. Гимнастика должна проходить регулярно и последовательно. Дети должны выполнять упражнения босиком. Также необходимо помнить, что взрослый является активным участником, помощником в проведении ортопедической гимнастики; для детей старшего возраста занятие не должно превышать 25 минут. И заканчивается ортопедическая гимнастика закаливающими процедурами. Для укрепления свода стопы полезно лазанье по гимнастической лестнице, канату. Ходьба по доске, бревну, которая развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для предупреждения косолапости и плоскостопия у детей. Эффективными являются упражнения с предметами, моделирующими свод стопы, с использованием природного материала.
Для профилактики и лечения плоскостопия у детей предлагаю следующий комплекс упражнений:
1. Катание по полу ступнями скалки или небольшого мяча.
2. На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы.
3. Ребенку предлагают собирать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы.
4. Круговые движения ступнями наружу и внутрь.
5. Стоя на носочках, сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.
6. Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.
7. Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп.
8. Перекатывание с пятки на носок.
9. Ходьба по бревну, лазанье по канату.
Технологии обучения здоровому образу жизни :
Физкультурные занятия – это ведущая организованного, систематического обучения двигательным умениям и навыкам.
Игротерапия и игротералия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.
Коммуникативные игры – игры направленные на развитие умения общаться, взаимодействовать и сотрудничать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Массаж, самомассаж – основа закаливания и оздоровления организма.
Коррекционные технологии :
Технологии музыкального воздействия используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и прочие.
Арт-терапия – это метод психологической помощи, основанный на творчестве и игре.
Сказкотерапия – это метод, использующий форму интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.
Цветотерапия – это метод снятия энергетической блокады с помощью цвета.
Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы; стимулируют, тонизируют иммунитет; укрепляют память, зрение; придают бодрость; улучшают цвет кожи.
Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.
Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболевании позвоночника, обмена веществ.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В работе с семьей применяют технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетенции.
Используемые в комплексе здоровье сберегающих технологий в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Результатами внедрения здоровье сберегающих технологий в ДОУ является :
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей.
2. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья.
3. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
4. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей к созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
Заключение
Одним из основных факторов здорового образа жизни современного человека является рациональная двигательная активность, проявляемая в виде естественных локомоций (ходьба, бег, плаванье, езда на велосипеде, игровых дисциплин, силовых и гимнастических комплексов, тренажерных систем, а также различных нетрадиционных упражнений, как правило, инновационного характера. Регулярная физическая активность значительно улучшает физическое здоровье, особенно состояние опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, повышают иммунитет, положительно влияют на общий тонус человека.
Сохранение и укрепление здоровья детей – сложная комплексная социально-педагогическая проблема, требующая переориентации целей образования и воспитания. Быстро надвигающаяся эра не просто оздоровления, а именно здоровье сберегающих и здоровье воссоздающих технологий имеет направление, характерной особенностью которого является улучшение качества тела через профилактику движений, то есть модификация упражнений направлена не на коррекцию мышц, а на коррекцию движений – ее суставную кинематику. Это означает, что одним из базовых элементов современных здоровье сберегающих технологий, именно должен стать «стиль новых движений», применение которого позволяет максимально выработать содержащийся в любом конкретно взятом упражнении технический потенциал.