Коренькова Любовь
Выступление на методическом семинаре
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование технологии моделирования в речевом развитии дошкольников»
СЛАЙД № 1
Уважаемое жюри! Уважаемые коллеги!
Позвольте представить опыт работы по речевому развитию средствами наглядного моделирования воспитателя детского сада «Теремок» Кореньковой Любовь Алексеевны.
СЛАЙД № 2
Публикация «Выступление на методическом семинаре» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Речь - величайшее богатство, данное человеку. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Проблема речевого развития рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
СЛАЙД № 3
В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Недостаточный словарный запас
неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
Составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
СЛАЙД № 4
ФГОС ДО определяет так основную цель речевого развития – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
СЛАЙД № 5
Передо мной встал вопрос: как сделать построить образовательную деятельность с детьми по речевому развитию так, чтобы не только повысить качество работы по развитию речи, но и повысить интерес детей к изучению родной речи.
СЛАЙД № 6
Идею активизации речевого развития дошкольников мне подсказали слова К. Д. Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Слайд 7
Поэтому я обратилась к методу наглядного моделирования, так как центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому - многолетние исследования, проведенные под руководством Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Подъякова. В практике педагогики сегодня одним из самых эффективных способов решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является прием моделирования.
СЛАЙД № 8
Чем же привлекателен метод наглядного моделирования?
Во первых, для ребенка – дошкольника характерна быстрая утомляемость и как следствие потеря интереса к занятию Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему;
Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
В –третьих, применяя графическую аналогию, учим детей видеть главное, ситематизировать полученные знания.
СЛАЙД № 9
Цель моей работы была определена как: «Создание условий для активизации речевого развития детей с помощью метода наглядного моделирования».
СЛАЙД № 10 (гипотеза)
Я считаю, что целенаправленная и систематическая работа по использованию метода наглядного моделирования в образовательном процессе представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности дошкольников.
СЛАЙД № 11
Чтобы подтвердить своё предположение я поставила следующие задачи:
1. Изучить научную литературу, педагогический опыт дошкольных работников по проблеме.
2. Проследить динамику уровня освоения материала по развитию речи у детей дошкольного возраста на основе диагностики речевого развития Ушаковой О. С.
3. Разработать систему педагогической работы, направленную на формирование устной речи и культуры речевого общения ребенка с окружающими, формирование позиции «грамотного читателя».
СЛАЙД № 12
Для этого мною была изучена следующая литература: она представлена на слайде
1. Малетина Н. В. «Моделирование в описательной речи детей», 2004.
2. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005.
3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
4. Тихомирова Л. Ф. «Познавательные способности детей 5-7лет». М., 2005.
5. Алексеева М. М. Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 1997
6. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : «Мозаика-Синтез», 2004.
В. Я. Пропп «Морфология волшебной сказки»,
Джанни Родари «Грамматика фантазии»,
Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»,
Л. Е. Тумина «Кружок «Сочини сказку».
СЛАЙД № 13
В своей деятельности я использовала различные мнемотаблицы, схемы для составления описательных рассказов и сравнительных рассказов Т. А. Ткаченко, карточки В. Я. Проппа.
СЛАЙД № 14
Работа с детьми по ознакомлению с мнемотехникой началась с детьми 5-го года жизни и велась от простого к сложному.
На первом этапе происходило знакомство детей с мнемоквадратом.
СЛАЙД № 15
Далее дети учились составлять предложения с помощью мнемодорожек.
СЛАЙД № 16
На третьем этапе работа велась уже с мнемотаблицами.
СЛАЙД № 17
Мнемотаблицы широко используем при заучивании стихов наизусть,
СЛАЙД № 18
отгадывании загадок
СЛАЙД № 19
наиболее трудным видом монологической речи является описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Поэтому при составлении рассказов этого вида использую как готовые схемы Ткаченко, так и составленные самостоятельно. Использование схем оказывает существенную помощь детям при составлении таких рассказов.
СЛАЙД № 20
При ознакомлении детей с художественными текстами сказок и обучении детей творческому рассказыванию использую карты В. Я. Проппа. Целесообразность их использование состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
СЛАЙД 21
1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап: самостоятельное составление сказок, используя карты Проппа.
СЛАЙД № 22 (работа с педагогами)
Важным этапом моей деятельности считаю – диссеминацию педагогического опыта. Опыт своей работы представляла не только на методических объединениях педагогов ДОУ.
Слайд 23 Но и на районном методическом объединении.
В феврале 2018г на РМО я предоставила опыт работы на тему: «Развитие речи и речевой активности у дошкольников в процессе образовательной деятельности» я подготовила мастер класс : «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Слайд 24
Взаимодействие с родителями также является необходимым условием успешной работы по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. Материалы об использовании наглядного моделирования размещались в групповом родительском уголке,
Слайд 25
был проведен ряд практических мероприятий с родителями, наглядно продемонстрировавший преимущества данного метода в речевом развитии.
Слайд 2
Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования стало то, что дети к концу обучения в ДОУ стали составлять развёрнутые рассказы, улучшилось качество пересказов литературных произведений, дети стали сочинять собственные, хорошо усваивать построение грамматических конструкций, понимать значение глаголов, категорий существительных и прилагательных. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.