Ирина Крашенинникова
Выступление на методическом объединении воспитателей первых младших групп по теме «Игра в первой младшей группе»
▼ Скачать
В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста одним из направлений является образовательная область «Социализация». Задачи этой образовательной области реализуются в процессе игровой деятельности. Игра, как известно, имеет особое значение в жизни ребёнка - она является важнейшей и чрезвычайно эффективной в детском возрасте формой социализации ребёнка, она обеспечивает освоение мира человеческих отношений. Игра содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребёнка форме. Игра не разъединяет, а, напротив объединяет мир взрослых и мир детей, обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребёнка к будущей жизни. В игре ребёнок развивается интеллектуально, познаёт окружающий мир, усваивает навыки общения со взрослыми и сверстниками. В процессе игры ребёнок входит в мир социальных отношений, познаёт себя и других.
Публикация «Выступление на методическом объединении воспитателей первых младших групп по теме „Игра в первой младшей группе“» размещена в разделах
Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, основным методом обучения и воспитания. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития личности ребёнка.
Руководить игрой сложно. Одна из трудностей связана с тем, что мы не должны жёстко диктовать детям во что и как играть. При таком руководстве игра теряет присущие ей признаки ведущего процесса и тогда вместо развития происходит ломка этой специфической детской деятельности. Творческая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. Для её возникновения и последующего развития большое значение имеет ведущая в этом возрасте предметная деятельность, основным содержанием которой является знакомство детей с назначением, использованием, свойствами предметов. В совместной со взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. Всё, что дети делают в повседневной жизни, они отображают в своих играх. Таким образом, в первой младшей группе игра носит сюжетно-отобразительный характер, в процессе её дети учатся решать игровые задачи предметным способом. На первом этапе дети осваивают развёрнутые игровые действия с игрушками, при их выполнении они с удовольствием повторяют в играх знакомые события (долго кормят куклу, как это делает воспитатель или мама, при этом каша в тарелке воображаемая). Затем наступает момент, когда дети начинают обобщать игровые действия с игрушками. Внешне это проявляется в быстром, как бы свёрнутом выполнении того или иного игрового действия (девочка не подносит многократно ложку ко рту куклы, а выполняет действие 1-2 раза и говорит, что кукла поела). Благодаря развёрнутым игровым действиям с игрушками дети осваивают назначение предметов. Чем разнообразнее эти действия, тем содержательнее игра, а разнообразие зависит от впечатлений. Обобщённые игровые действия говорят об освоении детьми ещё более обобщённых предметных способов.
Следующим сложным предметным способом в решения игровых задач являются игровые действия с предметами – заместителями.
Дальнейшее усложнение предметных способов решения игровых задач связано с появлением игровых действий с воображаемыми предметами. Если при использовании предмета – заместителя имеется определённый знак, опора на предмет, то воображаемый предмет надо ребёнку представить, что довольно сложно, но для психического развития малыша имеет очень большое значение. (Например, с пустой ладошки надо взять воображаемое угощение – конфету, яблоко). Достигнутый уровень освоения предметных способов приводит к тому, что дети начинают отдельные игровые действия заменять словами. («Куколка поела, погуляла и её надо укладывать спать»). Ценность сюжетно-отобразительной игры заключается в том, что в ней дети имеют возможность так же как и в повседневной жизни, закреплять знания о назначении и свойствах предметов, но представленных не реальными вещами, а в виде игрушек. Причём в играх малыши могут отобразить даже такие действия, которые недоступны им в реальной жизни (как будто, понарошку сварить кашу в кастрюле, вымыть игрушечную посуду и т. д.)
Маленькие дети ещё не всегда могут понять и осознать, что реальное событие можно отобразить в игре, в этом случае воспитатель является инициатором возникновения обучающих игр. Для включения детей в игру воспитатель учит каждого из них ставить игровые задачи. Игровая задача – это небольшой эпизод из жизни, отображаемый в игре.
Игровые задачи, которые ставят дети в этом возрасте очень простые по содержанию – кормление куклы, укладывание её спать и др. Цепочки игровых задач составляют сюжетную линию игры, её содержание. Научившись ставить игровые задачи, дети всё чаще по собственной инициативе включаются в игру и ставят при этом разрозненные или взаимосвязанные игровые задачи. На начальном этапе сюж. – отобразит. игры малыши обычно ставят разрозненные игровые задачи, например, сначала играют с машинкой, потом увлекаются игрой с собачкой, затем берут какую-то другую игрушку. Такое игровое поведение вполне допустимо для детей этого возраста. Постепенно малыши начинают связывать игровые задачи единой сюжетной линией и ставят уже не разрозненные, а взаимосвязанные игровые задачи. Это объясняется тем, что у детей уже более богатый жизненный и игровой опыт.
В сюжетно-отобразительной игре обычно повторяются одни и те же знакомые события, т. е. дети ставят однотипные игровые задачи, которым их научил воспитатель. Такие задачи называются репродуктивными (кормление куклы, купание куклы, т. д.).
Обогащение впечатлений об окружающем мире приводит к тому, что некоторые дети пытаются отображать в играх новые события и, таким образом, ставят игровые задачи, которые называются элементарными инициативными (позвонить по телефону). Постановка элементарных инициативных игровых задач свидетельствует о зарождении творчества в игре, появлении новых замыслов, что имеет значение для развития творческой игры.
В сюжетно-отобразительной игре надо начинать развивать у детей самостоятельность. В реальной жизни мы часто слышим от малышей «Я сам!», в игре тем более они должны иметь право на самостоятельность. Как дети могут проявлять самостоятельность в игре?. Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения. Как развивать самостоятельность у детей в игре? Когда воспитатель в совместной игре ставить игровые задачи, и подсказывает каким предметным способом их можно решить, надо предоставить ребёнку максимальную возможность для проявления самостоятельности.
Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами постепенно включаются в самостоятельные игры. Основным приёмом руководства здесь является активизирующее общение воспитателя с детьми.
Что такое активизирующее общение? Это такое общение воспитателя с детьми, которое помогает подвести детей к самостоятельности, творческому применению обогащённого реального и игрового опыта, побуждает детей к проявлению инициативы в игре (общение в виде проблемных ситуации – они направляют на творческий поиск, мобилизуют знания, игровой опыт). Это сложный процесс. Вступая в активизирующее общение, необходимо учитывать уровень развития игры конкретных детей, представлять перспективу её совершенствования. Воспитатель в любой деятельность вступает с детьми в общение, и в игре тоже. Различие заключается в том, что во время обогащения игрового опыта, воспитатель особым образом обучает детей, передавая им свой игровой опыт. В этом случае взрослому принадлежит ведущая роль, он - организатор игровой деятельности. В ходе активизирующего общения воспитателя с детьми акценты смещаются: взрослый как бы отходит на второй план, он умело направляет детей на проявление самостоятельности, инициативы, творчества в игре. Кроме того, игровые проблемные ситуации, поставленные воспитателем в совместных играх, находятся в зоне ближайшего развития. В момент предъявления ребёнок не может их решить самостоятельно. А в процессе активизирующего общения игровые проблемные ситуации ставятся с учётом уровня актуального развития, ребёнок может самостоятельно их разрешить. При организации предметно- игровой среды и осуществлении активизирующего общения в процессе игры создаются игровые проблемные ситуации, побуждающие детей к самостоятельной постановке игровых задач, решению их разнообразными предметами и ролевыми способами, а также к взаимодействию. Как видно, правильная организация предметно-игровой среды косвенным образом выступает активизирующим фактором, привлекающим детей к игре. Следовательно, активизирующее общение не только рассматривается как отдельный компонент руководства игрой, но и является неотъемлемой частью всех компонентов: ознакомление с окружающим миром в активной деятельности (игра по своей природе социальна, в её основе – явления окружающей действительности. (Важно и то, что через игры ребёнок имеет возможность пережить ещё неизвестные ему в реальной жизни чувства, приобщиться к деятельности людей); обогащение игрового опыта; организация предметно-игровой среды.
Закончить хочется словами Фрё беля: «Игра есть высшая ступень человеческого развития… Игра есть честнейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни… источники всего доброго находятся в игре и исходят из неё». Он доказывал, что игра для ребёнка – влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она – его собственная жизнь.