Папки-передвижки

Влияние познавательной деятельности на развитие ребёнка

Маргарита Баранова
Влияние познавательной деятельности на развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Ни в одном возрасте познавательное развитие человека не происходит настолько интенсивно и не определяет настолько фундаментальным образом дальнейшего развития личности, как в первые три года. Внешние результаты очевидны: беспомощный младенец становится человеком, способен ходить, применять инструменты, общаться, элементарно себя обслуживать (самостоятельно есть, пить, пользоваться туалетом, проявлять любопытство, формулировать своё мнение, переживать эмоции и даже отчасти заниматься творчеством. Все эти показатели являются итогом познания самого себя и окружающей среды: младенец учится жить в обществе и делать то же, что делают другие люди. Иными словами малыш подстраивается под заданный социумом стандарт поведения в данной культуре.

Публикация «Влияние познавательной деятельности на развитие ребёнка» размещена в разделах

Практический вывод: дети впитывают всё из окружающего пространства, которое создаёте вы, поэтому необходимо сделать его комфортным, стимулируем развитие, многогранным.

На глубинном уровне познавательные процессы сопряжены с формированием нейронных связей-именно эта сторона сегодня борется за основу развития. Мы опираемся на глубинные принципы устойчивости (в психике, привязанностях, надёжности окружения) и разнообразия (реакций, предметов, материалов, состояний, отношений и т. д.). Такой подход с одной стороны обеспечивает физическое и эмоциональное благополучие, с другой – формирование многочисленных и интенсивных цепочек нейронов в организме, от густоты которых в дальнейшем зависят многие способности человека. Именно поэтому с ребёнком важно чередовать : знакомое / новое / забытое старое, много раз давать ему попробовать что-то, повторять и предоставлять время для его созерцания и самостоятельных действий с объектами.

Практический вывод: варьируйте свои действия, положение ребёнка, меняйте детали, проверяйте, достаточно ли вы говорите с ним, поёте, переворачиваете, показываете, комментируете, сколько ярких предметов в окружении, достаточно ли разнообразны их поверхности и т. п.

Вывод: познавательное развитие происходит в разных видах деятельности : в наблюдении, имитации, манипуляциях, сенсорных и моторных пробах, игре. При этом задействованы все органы чувств: зрение, вкус, слух, обоняние, осязание. Каждый из органов постепенно специализируется по восприимчивости, поэтому поступающий и внешнего мира сигнал вызывает определённую реакцию, которая к тому же запоминается вместе с речью и другими звуками, от которых потом отсеивается всё лишнее, не имеющее значения в повседневных контактах. Таким образом, человек неизбежно теряет часть своей восприимчивости.

Практический вывод: поддерживайте активность и любознательность ребёнка, внимательно наблюдайте, что ему интересно, куда он смотрит, что доставляет ему удовольствие; опирайтесь на то, что уже получается, вводите новое и трудное; старайтесь не упустить те способы самовыражения, которые интересны малышу, поддерживайте, поощряйте его инициативу.

Ребёнку учится произвольности: целенаправленно смотреть, прослеживать изменения в ситуации, быть внимательным, осторожным, прислушиваться, осторожным, прислушиваться, ждать повтора, добиваться ответа, по своему воспроизводить действия и звуки. Малыш с удовольствие ощупывает кисточки и помпоны из ниток - важно, чтобы знакомство с окружающим происходило через всё тело ребёнка. Например: различия в ощущении от тёплых и холодных, мягких и шершавых, гладких и колючих предметов должны почувствовать не только руки, но и ноги, и другие участки кожи. Колебания в зрительных впечатлениях не должны быть резкими, быстрыми, нагружающими психику.

Практический вывод: рассказывайте детям о том, что они видят, чувствуют, что им кажется и что происходит на самом деле; чем больше вы поясняете окружающее, тем оно становится понятнее.

На первом году жизни все действия полезно сопровождать ритмическим речитативом; на втором году – рассказом о действиях; на третьем – обменом постепенно удлиняющимися репликами, вопросно-ответными диалогами. Постепенное внимание к происходящему вокруг выражается в том, например, что мы слушаем не только разную музыку, но и вообще любые звуки – в комнате, за окном. Соответственно, мы учим извлекать шумы при помощи всевозможных предметов (крупа пересыпается в бутылке, ложка звенит по стакану, молоточек бьёт по металлическим предметам) и определяем, откуда исходят эти звуки (скрип стула, двери; скрежет колеса, замка; топот ног, копыт лошади; теньканье синицы, звонка; тик-так – говорят /идут часы; плюх – ложка опускается в суп; лягушка прыгает в пруд и т. д.). Важны звуки от детских и взрослых музыкальных инструментов, звон разнообразных колокольчиков, удары палочкой о стекло. Малышу интересны браслеты бубенчиками, которые ему иногда одевают на руки и ноги, разнообразные погремушки. По возможности, называем, что мы услышали, сообщаем, с какой стороны, откуда идёт этот звук, описываем, как он появился, пытаемся произвести подобный. Меняя игрушки в окружении малыша, взрослый стимулирует тем самым познавательную активность, перепроверку собранных впечатлений. Меняя окружение, мы помещаем предмет в новый контекст, где он всегда приобретает новые свойства от взаимодействия с другими предметами и будит детскую мысль.

Практический вывод: предлагайте ребёнку поиграть со старыми игрушками в новой ситуации и с новыми игрушками в старой ситуации, предлагайте варианты игры, будьте занимательными игровыми партнёрами.

Стимулируем ребёнка к наблюдениям, воспоминаниям, общениям. Стоит сначала показать пример действия, а потом дать малышу попробовать сделать так же самому. Можно поддержать его тело, руку: в этом возрасте он ещё не обижается, когда в новых ситуациях ему объясняют и показывают, как это делать. Предлагая попробовать самому, поддерживаем, показываем, закрепляем, но не навязываем единственно правильный способ действия (если только речь не идёт о безопасности). В обычной ситуации малыш не может точно повторить требуемое сразу так, как нужно, но постепенно найдёт свой путь к эталону, когда тот станет для него посильным.

Практический вывод: не торопите события, не показывайте сразу, как нужно делать, как можно играть; подождите, пока ребёнок сам всё попробует, а потом предложите в игровой форме ещё какой-то вариант, продемонстрируйте, что вам тоже интересно играть, попросите ребёнка научить вас, добавляйте к известным ходам новые.

Любая семья может насытить жизнь ребёнка необходимым для его развития содержанием, потому что для этого возраста эффективны все предметы и люди в окружении. Н-р: важна не точность и красота пения, а что-то спетое низким и высоким голосом, различия в высоте нот, темп, ритм, интонация. Иными словами, любое пение полезно слушать, а в окружении может звучать самая разная музыка, произведения для голоса, звучащие на разных языках. Играя и читая книги, взрослый показывает, как менять голос, говоря от лица разных персонажей.

Практический вывод: создайте место для приятного чтения - на диване, на полу, в кресле, на кровати; придумайте ритуалы, которые будут стимулировать работу с книгой; оборудуйте уголок с книгами (полку, часть полки, коробку, откуда ребёнок сможет сам доставать приглянувшуюся книгу, чтобы разглядеть иллюстрации; идите на поводу у малыша, когда он будет просить прочитать, пусть даже снова и снова одну и ту же книгу.

Перечисленные ниже вещи можно делать в семье любого социально-экономического статуса: дать ребёнку постучать ложкой по кастрюле и миске, повозить половником по стенкам тазика, пересыпать песок, переливать воду, лепить из глины и снега, возить палочкой по песку, сравнивать листья по ширине и высоте, по форме края, цветы по длине лепестков, по цвету и т. д. Пересчитывать можно любые предметы, находить пары к носку, ботинку и т. д., ощупывать сквозь ткань мешочка содержимое. Ребёнок должен научиться брать горстью, обеими горстями, двумя пальцами, нести охапку, держать шарик в ложке, зажимать предмет под мышкой, обнимать, гладить, прижиматься, наступать на разные поверхности. Рвать можно любую бумагу, рассматривать всевозможные картинки, щупать любую материю, примерять любую обувь, залезать на любой стул, заглядывать в любой шкаф, прятаться за любой занавеской. Т. о., поддержка познавательного развития посильна и доступна всем.

Практический вывод: критически осмотрите свою квартиру на предмет того, что можно и что нельзя давать своему ребёнку сейчас, два месяца спустя, потом; постарайтесь поместить в зоне доступности всё, чем можно пользоваться сегодня, и спрятать то, что пригодится позже; стимулируйте ребёнка искать и разглядывать интересные предметы, исследовать пространство, использовать взрослые вещи в манипуляциях и игре, находить предметы, которым можно придавать в игре новое значение.

Безопасность ребёнка является одно из основных забот в этом возрасте, потому что малыш беспомощен и часто непредсказуем. А взрослый не готов ко всему, что может случиться. Взрослый, живущий с ребёнком, должен постоянно объяснять вслух свои действия, но без особой навязчивости, максимально разнообразно, сохраняя свой и детский интерес к деятельности и её речевому описанию. Позитивное отношение к ребёнку и к своим отношениям с ним делает малыша счастливым. Взрослый должен положительно отзываться на призывы ребёнка, выражаемые взглядом, жестами, звуками, демонстрировать тепло и понимание, устанавливать правила и границы, разглядывать и читать книги с малышом, вести ЗОЖ и прививать эти привычки подрастающему поколению, требовать определённой дисциплины и заботиться о безопасности. Всё, до чего малыш может дотянуться, должно быть безвредным для него, в том числе то, что взрослый принёс для себя (нельзя оставлять горячие напитки, лекарства, вредные химикаты, острые и стеклянные предметы, незакрытые розетки, мусор в пределах досягаемости ребёнка).

Практический вывод: контролируйте свои действия, пространство вокруг малыша; первый беглый осмотр любого помещения сразу должен фиксироваться на потенциально опасных моментах, чтобы устранить их (открытые окна и находящиеся поблизости стулья; низко свисающая скатерть; горячий чайник на сервировочном столике; ручка сковородки н плите видна снизу, бойцовская собака без намордника; приоткрытая дверца буфета с посудой или выдвинутый ящик со швейными принадлежностями и т. п.); одновременно нужно находить новое интересное, с чем может быть полезно позаниматься, поэкспериментировать, поиграть.

Постоянное присутствие взрослого поблизости необходимо для нормального детского развития. Речь идёт о зависимости малыша от взрослого и привязанности к нему. С каждым новым витком своего развития ребёнок пробует прочность границ – запретов, поставленных взрослым, хочет делать сам то, что может и пока не умеет. Взрослый создаёт надежную опору для положительного отношения малыша к действительности и поступательного развития – своей реакцией на его поступки, своими эмоциями, которые также входят в круг познания, ассоциируясь со значением произведённого действия.

Практический вывод: будьте там, где ребёнок, постарайтесь заниматься своими делами рядом с ним, рассказывайте о том, что делаете, объясняйте назначение предметов в окружении, сделайте свою жизнь предметом изучения для малыша.

Цели и задачи познавательного развития

Особенностью познавательного развития является универсальность этапов, через которые проходит каждый человек в возрасте до 3 лет, практически не зависимо от того, где и с кем живёт мальчик или девочка, семья богатая или бедная.

Давайте вспомним и назовем их:

Различается скорость прохождения этих этапов, иногда их очерёдность и соотнесённость друг с другом по времени. Для данного возраста не речевое, а именно общее когнитивное развитие даёт самую точную диагностику, если нужно определить является ли ребёнок типично развивающимся или у него есть нарушения развития. Если такие действительно имеются, то необходимо обратиться к врау за консультацией. Чем раньше установлена особенность развития, тем быстрее можно оказать помощь. И с таким ребёнком стоит заниматься ещё больше, чем с типично развивающимися детьми.

Задачи и цели, стоящие перед взрослым: как ему нужно организовать жизнедеятельность свою и своего подопечного, чтобы она происходила на позитивной волне, здоров, содержательно, разнообразно; что делать для того, чтобы развивались все внешние и внутренние чувства ребёнка, ум, эмоции, осознанность поведения, любознательность, доброжелательность, общительность, самоконтроль.

Рекомендовано:

Развивать у детей чувствительность, сенсорное восприятие окружающего мира всеми органами чувств, поощрять становление речи, памяти, внимания, представления, сопоставления, воображения.

Способствовать осознанию малышом собственного тела, его особенностей и возможностей, создавать позитивный образ себя, помогать соотносить себя, своё поведение с другими людьми, их поведением, понимать свои желания, настроение и чувства.

Дать ребёнку представление о мире предметов, людей и животных в ближайшем окружении, начиная с собственной семьи и квартиры, постепенно расширяя его от дома до улицы, яслей/дошкольной организации/кружка/детского сада, общее представление о том, что в окружающей среде могут быть интересные места (парк, лес, музей, театр и т. д.).

Познакомить с постоянными и переменными свойствами предметов, давать различные материалы для ознакомления с их свойствами, способствовать отождествлению материалов, развитию операций с предметами, использованию их как по прямому назначению, так и в символических, игровых целях.

Поддерживать исследовательскую деятельность малыша, проявление самостоятельности и рефлексии, вспоминание и запоминание, перенос знаний в новую ситуацию, разнообразить опыт ребёнка.

Закреплять повседневные рутинные действия, умение следовать указаниям, вступать в диалог, отвечать на вопросы и задавать их, учить детей рассказывать о том, что было, что происходит сейчас, что будет происходить дальше, контролировать своё поведение и планировать будущие действия.

Показывать, какие формы существуют у предметов, объяснять, почему они такие, показывать, что образует пары, тройки, что чем похоже и чем отличается, что является частью чего; что можно изменить; учить детей называть цвета; пересчитывать предметы; группировать их по определённым признакам (внешним и функциональным).

Читать книги, рассматривать картинки, описывать и называть предметы и ситуации, находить по описанию и названию игрушки; рассказывать о людях и их действиях, о событиях и их компонентах; играть с воображаемыми обстоятельствами и предметами.

Давать детям представление о мире эмоций; о переживаниях персонаже и реальных людей; показывать, как нужно относиться к людям в разном настроении; объяснять, почему настроение бывает разное; учить проявлять и осознавать свои собственные и чужие чувства.

Итак, познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности ребёнка/ активная деятельность по приобретению и использованию знаний!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка» Дошкольное детство - это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка"Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему,.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Автор публикации:
Влияние познавательной деятельности на развитие ребёнка
Опубликовано: 22 марта 2021 в 19:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние познавательной деятельности на развитие ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Баранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД