Маргарита Баранова
Влияние познавательной деятельности на развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Ни в одном возрасте познавательное развитие человека не происходит настолько интенсивно и не определяет настолько фундаментальным образом дальнейшего развития личности, как в первые три года. Внешние результаты очевидны: беспомощный младенец становится человеком, способен ходить, применять инструменты, общаться, элементарно себя обслуживать (самостоятельно есть, пить, пользоваться туалетом, проявлять любопытство, формулировать своё мнение, переживать эмоции и даже отчасти заниматься творчеством. Все эти показатели являются итогом познания самого себя и окружающей среды: младенец учится жить в обществе и делать то же, что делают другие люди. Иными словами малыш подстраивается под заданный социумом стандарт поведения в данной культуре.
Публикация «Влияние познавательной деятельности на развитие ребёнка» размещена в разделах
Практический вывод: дети впитывают всё из окружающего пространства, которое создаёте вы, поэтому необходимо сделать его комфортным, стимулируем развитие, многогранным.
На глубинном уровне познавательные процессы сопряжены с формированием нейронных связей-именно эта сторона сегодня борется за основу развития. Мы опираемся на глубинные принципы устойчивости (в психике, привязанностях, надёжности окружения) и разнообразия (реакций, предметов, материалов, состояний, отношений и т. д.). Такой подход с одной стороны обеспечивает физическое и эмоциональное благополучие, с другой – формирование многочисленных и интенсивных цепочек нейронов в организме, от густоты которых в дальнейшем зависят многие способности человека. Именно поэтому с ребёнком важно чередовать : знакомое / новое / забытое старое, много раз давать ему попробовать что-то, повторять и предоставлять время для его созерцания и самостоятельных действий с объектами.
Практический вывод: варьируйте свои действия, положение ребёнка, меняйте детали, проверяйте, достаточно ли вы говорите с ним, поёте, переворачиваете, показываете, комментируете, сколько ярких предметов в окружении, достаточно ли разнообразны их поверхности и т. п.
Вывод: познавательное развитие происходит в разных видах деятельности : в наблюдении, имитации, манипуляциях, сенсорных и моторных пробах, игре. При этом задействованы все органы чувств: зрение, вкус, слух, обоняние, осязание. Каждый из органов постепенно специализируется по восприимчивости, поэтому поступающий и внешнего мира сигнал вызывает определённую реакцию, которая к тому же запоминается вместе с речью и другими звуками, от которых потом отсеивается всё лишнее, не имеющее значения в повседневных контактах. Таким образом, человек неизбежно теряет часть своей восприимчивости.
Практический вывод: поддерживайте активность и любознательность ребёнка, внимательно наблюдайте, что ему интересно, куда он смотрит, что доставляет ему удовольствие; опирайтесь на то, что уже получается, вводите новое и трудное; старайтесь не упустить те способы самовыражения, которые интересны малышу, поддерживайте, поощряйте его инициативу.
Ребёнку учится произвольности: целенаправленно смотреть, прослеживать изменения в ситуации, быть внимательным, осторожным, прислушиваться, осторожным, прислушиваться, ждать повтора, добиваться ответа, по своему воспроизводить действия и звуки. Малыш с удовольствие ощупывает кисточки и помпоны из ниток - важно, чтобы знакомство с окружающим происходило через всё тело ребёнка. Например: различия в ощущении от тёплых и холодных, мягких и шершавых, гладких и колючих предметов должны почувствовать не только руки, но и ноги, и другие участки кожи. Колебания в зрительных впечатлениях не должны быть резкими, быстрыми, нагружающими психику.
Практический вывод: рассказывайте детям о том, что они видят, чувствуют, что им кажется и что происходит на самом деле; чем больше вы поясняете окружающее, тем оно становится понятнее.
На первом году жизни все действия полезно сопровождать ритмическим речитативом; на втором году – рассказом о действиях; на третьем – обменом постепенно удлиняющимися репликами, вопросно-ответными диалогами. Постепенное внимание к происходящему вокруг выражается в том, например, что мы слушаем не только разную музыку, но и вообще любые звуки – в комнате, за окном. Соответственно, мы учим извлекать шумы при помощи всевозможных предметов (крупа пересыпается в бутылке, ложка звенит по стакану, молоточек бьёт по металлическим предметам) и определяем, откуда исходят эти звуки (скрип стула, двери; скрежет колеса, замка; топот ног, копыт лошади; теньканье синицы, звонка; тик-так – говорят /идут часы; плюх – ложка опускается в суп; лягушка прыгает в пруд и т. д.). Важны звуки от детских и взрослых музыкальных инструментов, звон разнообразных колокольчиков, удары палочкой о стекло. Малышу интересны браслеты бубенчиками, которые ему иногда одевают на руки и ноги, разнообразные погремушки. По возможности, называем, что мы услышали, сообщаем, с какой стороны, откуда идёт этот звук, описываем, как он появился, пытаемся произвести подобный. Меняя игрушки в окружении малыша, взрослый стимулирует тем самым познавательную активность, перепроверку собранных впечатлений. Меняя окружение, мы помещаем предмет в новый контекст, где он всегда приобретает новые свойства от взаимодействия с другими предметами и будит детскую мысль.
Практический вывод: предлагайте ребёнку поиграть со старыми игрушками в новой ситуации и с новыми игрушками в старой ситуации, предлагайте варианты игры, будьте занимательными игровыми партнёрами.
Стимулируем ребёнка к наблюдениям, воспоминаниям, общениям. Стоит сначала показать пример действия, а потом дать малышу попробовать сделать так же самому. Можно поддержать его тело, руку: в этом возрасте он ещё не обижается, когда в новых ситуациях ему объясняют и показывают, как это делать. Предлагая попробовать самому, поддерживаем, показываем, закрепляем, но не навязываем единственно правильный способ действия (если только речь не идёт о безопасности). В обычной ситуации малыш не может точно повторить требуемое сразу так, как нужно, но постепенно найдёт свой путь к эталону, когда тот станет для него посильным.
Практический вывод: не торопите события, не показывайте сразу, как нужно делать, как можно играть; подождите, пока ребёнок сам всё попробует, а потом предложите в игровой форме ещё какой-то вариант, продемонстрируйте, что вам тоже интересно играть, попросите ребёнка научить вас, добавляйте к известным ходам новые.
Любая семья может насытить жизнь ребёнка необходимым для его развития содержанием, потому что для этого возраста эффективны все предметы и люди в окружении. Н-р: важна не точность и красота пения, а что-то спетое низким и высоким голосом, различия в высоте нот, темп, ритм, интонация. Иными словами, любое пение полезно слушать, а в окружении может звучать самая разная музыка, произведения для голоса, звучащие на разных языках. Играя и читая книги, взрослый показывает, как менять голос, говоря от лица разных персонажей.
Практический вывод: создайте место для приятного чтения - на диване, на полу, в кресле, на кровати; придумайте ритуалы, которые будут стимулировать работу с книгой; оборудуйте уголок с книгами (полку, часть полки, коробку, откуда ребёнок сможет сам доставать приглянувшуюся книгу, чтобы разглядеть иллюстрации; идите на поводу у малыша, когда он будет просить прочитать, пусть даже снова и снова одну и ту же книгу.
Перечисленные ниже вещи можно делать в семье любого социально-экономического статуса: дать ребёнку постучать ложкой по кастрюле и миске, повозить половником по стенкам тазика, пересыпать песок, переливать воду, лепить из глины и снега, возить палочкой по песку, сравнивать листья по ширине и высоте, по форме края, цветы по длине лепестков, по цвету и т. д. Пересчитывать можно любые предметы, находить пары к носку, ботинку и т. д., ощупывать сквозь ткань мешочка содержимое. Ребёнок должен научиться брать горстью, обеими горстями, двумя пальцами, нести охапку, держать шарик в ложке, зажимать предмет под мышкой, обнимать, гладить, прижиматься, наступать на разные поверхности. Рвать можно любую бумагу, рассматривать всевозможные картинки, щупать любую материю, примерять любую обувь, залезать на любой стул, заглядывать в любой шкаф, прятаться за любой занавеской. Т. о., поддержка познавательного развития посильна и доступна всем.
Практический вывод: критически осмотрите свою квартиру на предмет того, что можно и что нельзя давать своему ребёнку сейчас, два месяца спустя, потом; постарайтесь поместить в зоне доступности всё, чем можно пользоваться сегодня, и спрятать то, что пригодится позже; стимулируйте ребёнка искать и разглядывать интересные предметы, исследовать пространство, использовать взрослые вещи в манипуляциях и игре, находить предметы, которым можно придавать в игре новое значение.
Безопасность ребёнка является одно из основных забот в этом возрасте, потому что малыш беспомощен и часто непредсказуем. А взрослый не готов ко всему, что может случиться. Взрослый, живущий с ребёнком, должен постоянно объяснять вслух свои действия, но без особой навязчивости, максимально разнообразно, сохраняя свой и детский интерес к деятельности и её речевому описанию. Позитивное отношение к ребёнку и к своим отношениям с ним делает малыша счастливым. Взрослый должен положительно отзываться на призывы ребёнка, выражаемые взглядом, жестами, звуками, демонстрировать тепло и понимание, устанавливать правила и границы, разглядывать и читать книги с малышом, вести ЗОЖ и прививать эти привычки подрастающему поколению, требовать определённой дисциплины и заботиться о безопасности. Всё, до чего малыш может дотянуться, должно быть безвредным для него, в том числе то, что взрослый принёс для себя (нельзя оставлять горячие напитки, лекарства, вредные химикаты, острые и стеклянные предметы, незакрытые розетки, мусор в пределах досягаемости ребёнка).
Практический вывод: контролируйте свои действия, пространство вокруг малыша; первый беглый осмотр любого помещения сразу должен фиксироваться на потенциально опасных моментах, чтобы устранить их (открытые окна и находящиеся поблизости стулья; низко свисающая скатерть; горячий чайник на сервировочном столике; ручка сковородки н плите видна снизу, бойцовская собака без намордника; приоткрытая дверца буфета с посудой или выдвинутый ящик со швейными принадлежностями и т. п.); одновременно нужно находить новое интересное, с чем может быть полезно позаниматься, поэкспериментировать, поиграть.
Постоянное присутствие взрослого поблизости необходимо для нормального детского развития. Речь идёт о зависимости малыша от взрослого и привязанности к нему. С каждым новым витком своего развития ребёнок пробует прочность границ – запретов, поставленных взрослым, хочет делать сам то, что может и пока не умеет. Взрослый создаёт надежную опору для положительного отношения малыша к действительности и поступательного развития – своей реакцией на его поступки, своими эмоциями, которые также входят в круг познания, ассоциируясь со значением произведённого действия.
Практический вывод: будьте там, где ребёнок, постарайтесь заниматься своими делами рядом с ним, рассказывайте о том, что делаете, объясняйте назначение предметов в окружении, сделайте свою жизнь предметом изучения для малыша.
Цели и задачи познавательного развития
Особенностью познавательного развития является универсальность этапов, через которые проходит каждый человек в возрасте до 3 лет, практически не зависимо от того, где и с кем живёт мальчик или девочка, семья богатая или бедная.
Давайте вспомним и назовем их:
Различается скорость прохождения этих этапов, иногда их очерёдность и соотнесённость друг с другом по времени. Для данного возраста не речевое, а именно общее когнитивное развитие даёт самую точную диагностику, если нужно определить является ли ребёнок типично развивающимся или у него есть нарушения развития. Если такие действительно имеются, то необходимо обратиться к врау за консультацией. Чем раньше установлена особенность развития, тем быстрее можно оказать помощь. И с таким ребёнком стоит заниматься ещё больше, чем с типично развивающимися детьми.
Задачи и цели, стоящие перед взрослым: как ему нужно организовать жизнедеятельность свою и своего подопечного, чтобы она происходила на позитивной волне, здоров, содержательно, разнообразно; что делать для того, чтобы развивались все внешние и внутренние чувства ребёнка, ум, эмоции, осознанность поведения, любознательность, доброжелательность, общительность, самоконтроль.
Рекомендовано:
Развивать у детей чувствительность, сенсорное восприятие окружающего мира всеми органами чувств, поощрять становление речи, памяти, внимания, представления, сопоставления, воображения.
Способствовать осознанию малышом собственного тела, его особенностей и возможностей, создавать позитивный образ себя, помогать соотносить себя, своё поведение с другими людьми, их поведением, понимать свои желания, настроение и чувства.
Дать ребёнку представление о мире предметов, людей и животных в ближайшем окружении, начиная с собственной семьи и квартиры, постепенно расширяя его от дома до улицы, яслей/дошкольной организации/кружка/детского сада, общее представление о том, что в окружающей среде могут быть интересные места (парк, лес, музей, театр и т. д.).
Познакомить с постоянными и переменными свойствами предметов, давать различные материалы для ознакомления с их свойствами, способствовать отождествлению материалов, развитию операций с предметами, использованию их как по прямому назначению, так и в символических, игровых целях.
Поддерживать исследовательскую деятельность малыша, проявление самостоятельности и рефлексии, вспоминание и запоминание, перенос знаний в новую ситуацию, разнообразить опыт ребёнка.
Закреплять повседневные рутинные действия, умение следовать указаниям, вступать в диалог, отвечать на вопросы и задавать их, учить детей рассказывать о том, что было, что происходит сейчас, что будет происходить дальше, контролировать своё поведение и планировать будущие действия.
Показывать, какие формы существуют у предметов, объяснять, почему они такие, показывать, что образует пары, тройки, что чем похоже и чем отличается, что является частью чего; что можно изменить; учить детей называть цвета; пересчитывать предметы; группировать их по определённым признакам (внешним и функциональным).
Читать книги, рассматривать картинки, описывать и называть предметы и ситуации, находить по описанию и названию игрушки; рассказывать о людях и их действиях, о событиях и их компонентах; играть с воображаемыми обстоятельствами и предметами.
Давать детям представление о мире эмоций; о переживаниях персонаже и реальных людей; показывать, как нужно относиться к людям в разном настроении; объяснять, почему настроение бывает разное; учить проявлять и осознавать свои собственные и чужие чувства.
Итак, познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности ребёнка/ активная деятельность по приобретению и использованию знаний!