Лучший педагог года

Круглый стол «Одарённость или нестандартный ребёнок»

Рашидат Багандова
Круглый стол «Одарённость или нестандартный ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы

Круглый стол «Одарённость или нестандартный ребёнок»

План:

I.Ознакомление с программой «Вундеркинд», её принятие.

II. Одарённость или нестандартный ребёнок.

III. Особенности педагога, работающего с одарёнными детьми.

IV. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности(Юркевич В. С.) .

V. Развивающие игры, повышающие креативность.

I.Ознакомление с программой «Вундеркинд», её принятие.

Публикация «Круглый стол „Одарённость или нестандартный ребёнок“» размещена в разделах

II. Одарённость или нестандартный ребёнок.

Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы - педагог - должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

«Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Так, общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества (например, хорошая память, концентрация внимания и т. д.). Специальная одаренность связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается.

Игра «Качества присущи одаренному ребенку» (любознательность, коммуникабельность, креативность, отличная память, способность к самооценке, самостоятельность, лидерство, развитое логическое мышление, оригинальность, настойчивость).

Откуда берется одаренность? Есть две теории на этот счет. Одна гласит, что ребенок рождается с определенным набором способностей, который и предопределяет его судьбу.

На основе этой теории выросли мифы о «неспособности к языкам», «руках растущих не оттуда» и т. д. На самом деле, очень привлекательная теория, снимающая с ребенка и родителей всякую ответственность.

Вторая теория, утверждает, что от рождения человек наделен задатками всех способностей. И в идеале все поголовно могли бы стать Энштейнами, Ломоносовыми и Да Винчи в одном флаконе. Природа дарит нам только «семена» способностей, для которых надо подготовить подходящую почву,

Например: Когда учитель вызвал отца Альфреда Адлера (психолог, создатель индивидуальной психологии) и сказал, что сын не способен к наукам, а потому из него выйдет только сапожник. Отец твердо ответил учителю, что его сын ни когда не будет сапожником. С этого момента отец стал ежедневно заниматься с сыном, пока тот не стал первым учеником в классе. Почувствовав вкус к учению мальчик подтянул все предметы. Действительно не стал сапожником.

Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Но все же иногда удается. И тогда в семье (или не в семье, это уж как повезет) растет НАСТОЯЩИЙ художник, математик, музыкант, экономист, краснодеревщик, ну или гениальный махинатор.

Развитие одаренности можно образно сравнить с тренировкой мышц в человеческом теле. У всех людей есть одинаковый набор мышц. Но у разных людей развиваются разные группы, а кое у кого отдельные мышцы вообще атрофируются.

Следует помнить, что интерес ребенка к получаемой информации – это еще не одаренность. Одаренность начинается тогда, когда ребенок выдает результаты переработки полученной информации.

Разные психологи и педагоги выделяют разные виды одаренности. И поэтому можно предположить, что какое бы то ни было деление – весьма условно.

Художественная одаренность

Внимание! Если ребенок обладает отличным слухом – это еще не одаренность. Одаренность выражается в понимании музыки, либо во «внутреннем слухе» - такие люди сочиняют музыку, либо делают аранжировки, оркестровые переложения. А уж о том, что многие детки в садике и младшей школе поют фальшиво или наоборот, правильно - и говорить не надо – это лишь возрастные особенности развития голосовых связок. То же самое с рисунком. Нарисовать домик или узнаваемую собачку – это не одаренность. Это скорее сочетание хорошего пространственного мышления и хорошей мелкой моторики. А вот если от цветовых пятен на листе вас пробирает дрожь, или, смотря на корявенького медведя, вы говорите «ууу, какой сердитый!» - вот тут уже можно заподозрить одаренность.

Логико-математическая одаренность

Это не способность хорошо считать. Счет – это арифметика, и ребенок, рано научившийся быстро складывать, вычитать, умножать и делить, совсем не обязательно проявит математическую одаренность. Юные математики с легкостью оперируют символами. Для них не составляет труда понять, что 3 – это не три зайца, не три чашки, не три точки и не три счетные палочки. 3 – это 3. Это число, которое может стать чем угодно. В будущем (конечно при условии, что ребенок посвятит себя математике) такой человек сможет формулой выразить запах розы или бесконечность вселенной. Деткам в школе без труда дается не только алгебра сама по себе, но и химия, физика, информатика – все сферы, где мы имеем дело со знаками и формулами.

Именно умение логически мыслить и делать выводы позволяет делать великие открытия. И в каком-то смысле, логико-математическая одаренность близка к общей одаренности. Она позволяет человеку достигать успеха в точных науках, практической деятельности и даже искусстве!

Пространственная одаренность

Это способность к пространственному мышлению. Хорошие конструкторы, инженеры, модельеры и закройщики, дизайнеры с различной специализацией, архитекторы, хирурги, да и просто представители некоторых рабочих специальностей (например, плотники) – это те, кто обладает достаточно развитым пространственным мышлением.

Лингвистическая одаренность

Это не «способность к языкам», как можно было бы подумать. Способность изучать иностранные языки есть у всех: родной-то язык все в свое время выучили, а мозговые процессы, ответственные за понимание и воспроизводство ЛЮБОГО языка, одинаковы. Способность выучить другой язык зависит скорее от наличия сильной мотивации, хорошо натренированной памяти (которая, в свою очередь, от заучивания иностранных слов и выражений отлично тренируется) и методики изучения.

Детки с лингвистической одаренностью обладают способностью выразительно, интересно, захватывающие, полно и понятно доносить до окружающих информацию при помощи языковых средств. В будущем они могут стать поэтами, писателями, журналистами. А при наличии убежать – лекторами или публичными людьми.

Физическая одаренность

Такие детки, как правило, демонстрируют успехи в разных видах спорта, отлично владеют своим телом. В будущем могут стать чемпионами, танцорами, артистами.

Лидерская одаренность

Такие люди устанавливают правила игры, за ними идут, им подчиняются, с ними стремятся общаться, их обаянию или напору практически невозможно противостоять.

Духовная одаренность

Одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

III. Особенности педагога, работающего с одарёнными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения). Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы - две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”.

А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А. А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании.

Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности.

Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого, а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству).

Дети не всегда проявляют интерес именно к тем областям, в которых лежат их врожденные способности, особенно дети с тактильным типом памяти и низким показателем трудолюбия. Они ждут, что им все «принесут на подносе» и они, попробовав и получив свой практический опыт, смогут решить нравится им это или нет.

Каждому ребенку нужны индивидуальные условия, созданные специально для него. И под индивидуальными условиями понимается не только отдельная комната и посуда, одежда и игрушки, а целостный подход по созданию психологического климата в семье, группе где поведение родителей, педагогов должно соответствовать особенностям ребенка. И вот тут происходит столкновение интересов.

Родители, педагоги хотят жить, так как им удобно и полагают, что ничего плохого с ребенком не случиться, ведь они тоже выросли в таких же условиях, главное чтоб был сыт и одет. Не редко можно услышать и такое мнение: «Мы сами выбрали профессию, наши родители не знали никаких диагностик, а сколько успешных профессионалов из них получилось, придет время и все проявится».

Да, это отчасти правда, но не стоит забывать тот факт, что до начала 20 века подавляющее большинство профессий были просты и понятны, их было в 2500 раз меньше, чем сейчас и по статистике каждые 5 лет появляется около 100 новых специальностей. По всем «старым» профессиям давно разработаны развивающие игры, и познакомиться с ними сравнительно легко, тогда как по современным профессиям зачастую нет даже просто понятной для ребенка информации.

В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности.

Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и детей, заботиться об индивидуальности каждого.

IV. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности(Юркевич В. С.) .

Действительно ли вы можете судить об одаренности ребенка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребенка?

Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: да, нет, не знаю.

1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится.

2. Память - это самое главное для развития способностей.

3. Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.

4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного.

5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям.

6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно:

в еде, одежде, прогулках и даже выборе друзей.

7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования - от этого страдает личность.

8. Любой НОД в детском саду должен быть интересен ребенку - без этого не будут развиваться способности.

9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.

10. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети, вне различий в способностях.

11. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок был ориентирован только на отличные отметки.

12. Нельзя к ребенку, пусть даже маленькому, постоянно проявлять свою любовь - можно избаловать.

13. Детей до 11 лет нельзя обучать в профилированных классах - математических, гуманитарных.

14. Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку.

15. Ребенка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.

16. Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.

17. У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах.

18. Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно.

19. Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности -

плохо прочитал, неправильно сосчитал и т. п.

20. Если ребенок обыкновенный, нельзя чтобы он считал себя способным, это будет мешать ему в жизни.

21. Одаренность только от Бога.

22. Одаренного ребенка можно сразу определить - он поражает всех своими знаниями и суждениями.

23. Маленького ребенка нельзя постоянно брать на руки - этим его можно избаловать.

24. Хороший учитель - тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают, как идет время.

25. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребенку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.

26. Маленького ребенка нельзя наказывать, это ведет к подавлению личности.

27. От оценок в школе желательно совершенно избавляться.

28. Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову.

29. Одаренным детям ни в коем случае нельзя говорить, что они - одаренные, они могут зазнаться.

30. Для того чтобы ребенок вы рос способным, с ним обязательно надо заниматься еще

до школы чтением, счетом, иностранным языком.

31. Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал хотя бы две-три страницы.

А теперь подсчитайте количество правильных ответов.

Ответы:

верно - (+, не верно - (-) .

1. (-) 6. (+) 11. (-) 16. (+) 21. (-) 26. (-) 31. (-)

2. (-) 7. (-) 12. (-) 17. (+) 22. (-) 27. (-)

3. (-) 8. (-) 13. (-) 18. (+) 23. (-) 28. (-)

4. (-) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (-) 29. (-)

5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (-) 25. (-) 30. (-)

Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато.

Если неправильных ответов всего 5-7 - очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать ее на практике.

Если неправильных ответов всего 2-3 - это просто замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.

V. Развивающие игры, повышающие креативность.

Игры, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

1.«И все-таки у них много общего».

Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

• Оба слова - из четырех букв;

• В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

• При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

• И то и другое может блестеть;

• Из них иногда льется вода;

• Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

2. Сумасшедший архитектор».

Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены 10 предметов: ваза, кастрюля, коробка, ракушка, елка, шкатулка, бусы, глобус, ковер, телефон. Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

Например: «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

3.«Безумный генетик».

Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

Публикации по теме:

Круглый стол в старшей группе «Берегите друзей!» Разработала: воспитатель Минаева О. Н. Задачи: • 1. Пробуждать в детях чувство отзывчивости, милосердия, взаимопомощи. • 2. Формировать у детей.

Фотоотчет «Круглый стол по играм В. В. Воскобовича»Фотоотчет «Круглый стол по играм В. В. Воскобовича» Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом.

«Семейные традиции». Круглый стол с родителями«Семейные традиции». Круглый стол с родителями «Семейные традиции». Круглый стол с родителями. Цель: : способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен.

Фотоотчет о семинаре «Круглый стол»Фотоотчет о семинаре «Круглый стол» Я хожу на курсы повышения квалификации Воспитание культуры речи у дошкольников с ОВЗ с использованием игровых технологий ФГОС ДО". Курсы.

Круглый стол «Безопасность — залог счастливого детства» Добрый вечер, уважаемые родители! В этот день, и в этот час я очень рада видеть Вас! Хочу вас поздравить, с окончанием учебного года. Впереди.

Круглый стол для родителей младшей группы «Какой он — мой ребёнок?» Круглый стол для родителей младшей группы «Какой он - мой ребёнок?» Цель: Формирование доверительных и доброжелательных отношений между.

Круглый стол с родителями «Лицом к природе» Круглый стол с родителями на тему: "Лицом к природе" Цель: обсуждение с родителями проблемы формирования экологической культуры ребенка;.

Круглый стол «Здоровье в наших руках» Цель: познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Круглый стол с родителями «Физическое воспитание в ДОУ» Тема: Физическое воспитание в ДОУ. Форма взаимодействия с родителями: круглый стол. Цель: Ознакомление родителей с современными подходами.

Родительское собрание круглый стол «Воспитываем или перевоспитываем» Родительское собрание в средней группе «Василек» «За круглым столом» Тема: «Воспитываем или перевоспитываем» Вводная часть. Сообщение темы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол «Одарённость или нестандартный ребёнок»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 09:51
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Одарённость или нестандартный ребёнок»» (включая файлы) размещена пользователем Рашидат Багандова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД