Татьяна Гришина
Выступление на конференции «Проектная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников нашли своё отражение в переходе на личностно-ориентированную модель работы с детьми.
Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Публикация «Выступление на конференции „Проектная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены целевые ориентиры: на этапе завершения дошкольного образования ребё нок должен:
- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- интересоваться причинно-следственными связями;
-пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- наблюдать, экспериментировать.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
В связи с введением ФГОС ДО на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят инновационные технологии, направленные на совершенствование всей системы образования. Одной из инновационных технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в ДОУ: педагогов - родителей – детей - является метод проектирования.
Метод проектов – это инновационная педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе образовательной организации проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Новый виток интереса к проекту как способу организации воспитательно-образовательного процесса объясняется его интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.
Помимо сотрудников ДОУ в проектной деятельности активное участие принимают родители. Воспитатели, разрабатывая проект, особое внимание уделяют, в чем конкретно будет заключаться участие родителей: в подборе атрибутов для оформления группы в соответствии с темой проекта, сборе информации, участии в тематических мероприятиях и событиях, выполнении творческих домашних заданий совместно с детьми.
На родительских собраниях родителям была разъяснена суть метода проектов и его значимость для развития личности детей. Родителей познакомили с основными этапами проектной деятельности и формах возможного участия в ней.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов. Можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :
• к кому обратиться за помощь (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы проектов :
Типы проектов в ДОУ
1 Исследовательско-творческий
Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст
2 Ролево-игровой
Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Со второй младшей группы
3 Иноформационно-практико-ориентированный
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы
4 Творческий
Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна.
Положительные моменты технологии метода проектов :
• увлечённость детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;
• организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса;
• максимум действия при отсутствии созерцательности Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям, и поэтому интересны;
• развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия;
• социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.
Продолжительность проектов в ДОУ
1 Краткосрочный проект
Одно или несколько занятий: 1-2 недели - месяц
2 Проект средней продолжительности
2 - 4 месяца
3 Долгосрочный проект
Учебный год
В образовательной практике используется матрица проекта.
Структура проекта
Тема.
Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
Возраст детей.
Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
Цель проекта.
Задачи проекта.
В нашем ДОУ проектный метод используется в работе с детьми и используются разные виды проектов :
- комплексные;
- межгрупповые;
- групповые;
- индивидуальные;
- творческие;
- исследовательские
Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». В старшем возрасте появляются соответствующие виды проектной деятельности.
Использование в работе с детьми данной технологии позволяет обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов ДОУ, детей. Усвоить с высокой прочностью материал программы, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.».
В нашем детском саду был проведен патриотический проект
ПРОЕКТ «МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ»
Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Задачи:
-способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;
-расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
-развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;
-способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;
-обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
-организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного концерта;
-вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
В рамках этого проекта проведены :
_ беседа; «Наши земляки- участники ВОВ
Бережная Л. Н. рассказала о своем свекре Павле Михайловиче Бережном, принесла его фотографию и медали, которые их семья бережно хранит.
_организована «Стена памяти»
Воспитанники и сотрудники ДОУ принесли фотографии своих родственников, участников ВОВ
_ чтение стихов и рассказов о войне.
_ Открытое мероприятие «Песни военных лет», целями которого были
_ПОЗНАКОМИТЬ УЧЕНИКОВ С ПЕСНЯМИ О ВОЙНЕ
_ПОЗНАКОМИТЬ С ПОЭТАМИ, КОМПОЗИТОРАМИ И ИСПОЛНИТЕЛЯМИ
_ПРОСЛУШАТЬ ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ
_ВЫЯСНИТЬ, КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЛИ СТИХИ И ПЕСНИ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
_ВОСПИТЫВАТЬ НРАВСТВЕННЫЕ, ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА У УЧАЩИХСЯ
Родители принимали активное участие в подготовке и проведении этого мероприятия. Совместно с музыкальным руководителем подбирали песни и фонограммы к ним. Дома родители вместе с детьми учили песни, а на мероприятии вместе их исполняли, в конце мероприятия все участники мероприятия исполнили песню «День Победы». Настолько все было серьезно и трогательно, что некоторые не могли сдержать слез.
Следующий проект, о котором мне хотелось бы рассказать, это проект экологической направленности «Волшебница вода»
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры закладываются именно в дошкольном возрасте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на Земле много, но в основном она соленая и сосредоточена в морях и океанах. Пресной воды намного меньше в прудах, озерах, реках, болотах и лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где встречается в природе и дома, как человек её использует.
Участники проекта : дети средней группы.
Вид проекта : групповой, краткосрочный (3 недели)
Цель проекта :
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных.
Задачи проекта :
- Уточнить и расширить представление детей о воде как о среде обитания для животных птиц и растений.
-Развивать любознательность и познавательную активность.
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
- Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
В рамках проекта были проведены :
Беседы: «Что мы знаем о воде»
«Круговорот воды в природе»
«Обитатели водоемов»
Чтение художественной литературы по теме;
Просмотр мультфильма: «Заяц Коська», в котором рассказывается о круговороте воды в природе.
Рисование детей с родителями на тему: «Экология воды»
Наблюдение за росой, которая утром на морозе замерзла.
Эксперимент о состояниях воды и по очистке воды
Наблюдали за туманом.
В завершении проекта было проведено открытое занятие на тему: «Волшебница вода», во время которого дети побывали в гостях у Королевы Воды.
На занятии ребята выполнили задания волшебницы воды:
- Отвечали на вопросы о том, где встречается вода и как её использует человек.
- отгадывали загадки о свойствах воды,
- проводили эксперимент по очистке воды,
В конце занятий все вместе изготовили аппликацию – открытку для Волшебницы Воды.
Потом рассматривали рисунки, которые дети рисовали вместе с родителями.
Конечно, в нашем ДОУ проводится много проектов
ПРОЕКТЫ «Мои любимые сказки» - познавательная деятельность
«Огород на окне» - трудовая деятельность
«Мой любимый поселок» - патриотическое воспитание
«Здоровячек»- по воспитанию ЗОЖ
И много других.
В завершении хочу сказать:
Метод проектов актуален и очень эффективен, потому что:
1. Овладение педагогами инновационной технологией - методом проектов, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.
2. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.