Лариса Горелова
Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, компьютерная техника глубоко и прочно вошла в нашу жизнь. В современных школах компьютеры уже не являются чем-то редким и не обычным, однако в дошкольных образовательных учреждениях они еще не стали надежными помощниками воспитателей. Но как носитель культуры и знаний, детский сад, также не может оставаться в стороне. Использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами дошкольных образовательных учреждений необходимо для повышения эффективности образовательного процесса. В условиях постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает огромное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в руководящих государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря проводимым реформам, все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Необходимо учитывать, что информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевидения, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять возможности для коммуникации. Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т. к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Учителя дошкольных групп обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в дошкольных группах. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы. Перед воспитателем группы, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
Публикация «Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании» размещена в разделах
- Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек.
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
- Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностика развития детей, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
- Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса)
- Использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
- Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности.
- Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
- Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
- Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно - коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса : педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус, у детей повышается познавательная мотивация, соответственно наблюдается рост их достижений и ключевых компетентностей.