Окутина Елена
Мнемотехника как образовательная технология эффективного усвоения информации дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
(Слайд 1) Я, Окутина Елена Ивановна, воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» города Зима Иркутской области представляю вашему вниманию публичное выступление на тему: «Мнемотехника как образовательная технология эффективного усвоения информации дошкольниками».
Публикация «Мнемотехника как образовательная технология эффективного усвоения информации дошкольниками» размещена в разделах
В наше время развитие связной речи детей дошкольного возраста становится особенно актуальной проблемой. Сегодня яркая, насыщенная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста является редкостью, ведь живое человеческое общение в современном обществе сменяется зависимостью от гаджетов, недостаточной коммуникацией детей с родителями. И мы, как педагоги, должны научить детей, последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни, используя при этом современные образовательные методы и технологии.
Так как у дошкольников наглядно-образное мышление, важно использовать визуальное моделирование в работе с детьми, поэтому из множества современных образовательных методов и технологий, я использую мнемотехнику.
(Слайд 2) Мнемотехника-это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника подразумевает использование схем, таблиц в которых заложена определённая информация и называются они - мнемотаблицы.
Для составление мнемотаблиц я использую картинки либо графические символы, примерные вы можете увидеть на слайде.
(Слайд 3) Важное значение мнемотехники уделяли великие педагоги:
- К. Д. Ушинский говорил о том, что если ребёнка учить запомнить 5 незнакомых слов, он их будет запоминать долго, а если дать ему для запоминания 20 слов, соединить их с картинками, он запомнит их быстрее;
- С. Л. Рубинштейн. М. Леушин, Л. В. Эльконин говорили о том, что–наглядный материал помогает детям назвать не только предметы, но их характерные черты, действия, совершённые с ними;
- Л. С. Выготский также отмечал важность планирования высказывания - последовательное размещение в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Для введения мнемотехники в практику с обучающимися, определила (слайд 4) цель: применение мнемотехники, как средства развития связной речи дошкольников.
Для осуществления цели сформулировала задачи, которые помогут освоить методы работы с мнемотаблицами :
- развивать память, внимание, образное мышление и речь;
- формировать навыки перекодирования информации, т. е. преобразует абстрактные символы в изображения;
- развивать мелкую моторику рук с частичным или полным графическим воспроизведением, творчеством, фантазией;
- совершенствовать лексико-грамматические средства языка, звуковая сторона речи в области произношения, восприятия и выразительности.
Итак, коллеги, как же используется технология мнемотехники в современном образовательном процессе для усвоения дошкольниками информации?
(Слайд 5) Я использую мнемотехнику с детьми в трё х видах:
- при разучивании стихотворений, физминуток, песен;
-при пересказе рассказов;
-при обучении рассказыванию с элементами творчества и придерживаюсь определённых этапов работы над каждым из видов в соответствии с методикой.
Коллеги, я сейчас буду рассказывать о работе над каждым видом мнемотехники, а вы можете проследить на примерах этапы работы, показанные на слайдах.
(слайд 6 этапы с примером) Итак, первый вид - для разучивания песен, физминуток, стихотворений:
- я сначала выразительно читаю детям текст, затем сообщаю о том, что это будем заучивать наизусть;
- затем читаю теккст уже с опорой на мнемотаблицу;
- далее задаю вопросы по прочитанному, чтобы помочь уяснить основную мысль;
- выявляю и объясняю значение непонятных детям слов в доступной для детей форме;
- далее читаю по одной строчке с опорой на мнемотаблицу, а дети повторяют используя мнемотаблицу;
- затем дети рассказывают с опорой на мнемотаблицу все строки.
С этого года, так дети будут старшего возраста, планирую применять ещё и зарисовку детьми мнемотаблицы по памяти.
(Слайд 7 этапы с примером) Следующий вид - для предстоящего пересказа рассказа:
- я сначала читаю текст и демонстрирую картинки, помещая их в ячейки мнемотаблицы;
- затем задаю вопросы по содержанию, дети отвечают;
- далее провожу разбор каждой ячейки мнемотаблицы;
- повторно читаю рассказ с опорой на мнемотаблицу;
- провожу коллективный пересказ;
- затем слушаем самостоятельный пересказ текста детьми.
- проводим анализ самостоятельных пересказов детей.
(Слайд 8 этапы) И третий вид использования мнемотаблиц это для обучения рассказыванию с элементами творчества:
-с начало я читаю детям начало рассказа;
-затем в вопросно-ответной форме провожу разбор содержания рассказа;
-далее совместно с детьми составляем мнемотаблицу рассказа. Последнюю ячейку таблицы заполняю знаком вопроса, который означает, что же произошло дальше?
-текст читаю ещё раз с опорой на мнемотаблицу, предлагаю 2-3 варианта возможного продолжение с данной сюжетной ситуацией;
-далее придумывают продолжение рассказа дети самостоятельно и проводится анализ детских рассказов.
(Слайд 9) Коллеги, я представила вашему вниманию разновидность применения мнемотаблиц в работе с детьми дошкольного возраста, считаю что применение мнемотехники способствует достижению следующих результатов у моих воспитанников: расширяется кругозор об окружающем мире; дети получают информацию и с удовольствием делятся ей пересказывая тексты, придумывают интересные истории; радует, что появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
(Слайд 10) Личный опыт работы по данному направлению представлен мной в методической деятельности:
- на педагогическом совете МКДОУ «Детский сад № 4» для коллег в форме практикума по применению мнемотехники в воспитательно-образовательном процессе с целью развития связной речи и образного мышления детей дошкольного возраста;
- с коллегами города поделилась на заседании городского методического объединения воспитателей, работающих на группах среднего возраста, представив занятие на тему: «Осторожно, микробы!», где использовала показ физминутки с применением мнемотехники.
- в рамках региональной выставки-форума, которая проходила с 12-17 мая 2021 г. «Мир семьи. Страна детства» - представила мастер- класс для родительского сообщества на тему: «Как создать мнемотаблицу для разучивания стихотворения в домашних условиях».
Таким образом, считаю, что применяемая в педагогической деятельности технология мнемотехники, позволяет повысить эффективность усвоения и воспроизведения информации, а также является средством формирования одной из ключевых компетенций обучающихся – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.
Коллеги, кого заинтересовал мой опыт работы, могу поделиться накопленной картотекой мнемотаблиц.
Спасибо за внимание!