Лидия Матвиенко
Опыт работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ
Выступление к педсовету
тема: «Мы за здоровый образ жизни»
О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребёнку. Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье.
Публикация «Опыт работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья. Понимание, сущность мотивации здорового образа жизни требует осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни».
Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить здание потребности в здоровом образе жизни.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье-состояние организма человека, индивидуального развития.
2. Физическое здоровье-уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое развитие – состояние психической сферы.
4. Нравственное здоровье- установка мотивов поведения человека.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Старший дошкольный возраст – подготовка к этапу осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью, время формирования представлений о факторах, влияющих на здоровье человека; формирования установки на здоровый образ жизни.
Целью нашей работы по формированию здорового образа жизни было:
Создание положительной мотивации для формирования здорового образа жизни.
Задачи:
-Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
- Воспитание культурно- гигиенических навыков;
-Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.
- Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека;
Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактических мероприятий, способствующих снижению заболеваемости детей:
1. Хождение по тропе здоровья
2. Дыхательная гимнастика
3. Утренняя гимнастика
4. Гимнастика после сна
5. Соблюдение правил гигиены
6. Прогулки на свежем воздухе
Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на:
-На возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
-Вариативности методов и форм обучения;
-Оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
-Использование наглядности и различных форм представления информации;
-Создание эмоционально благополучной атмосферы.
Реализуется индивидуальный подход на основе диагностики физического развития и журнала здоровья, который включает основные показатели состояния здоровья ребенка.
В работе, с детьми мы стараемся формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела. Большое внимание в работе с детьми уделяли формированию навыков самообслуживания. Рассматривая одежду, объясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.
Проводили беседы:
1) «Витамины роста» - целью этой беседы было обогащать знания детей о пользе овощей и фруктов.
2) «Растем здоровыми» - целью этой беседы было научить оценивать свое поведение и поведение других в соответствии с правилами безопасности.
3) «Для чего нужна зарядка» - где приобщали детей к регулярным занятиям физкультурой. Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
4) «Снимали видеоролик на тему «Режим дня устами ребенка»
Также учили быть осторожными при контакте с незнакомыми людьми, с бездомными животными, обучали основным правилам безопасного поведения на улицах.
Было создано дидактическое пособие для дыхательной гимнастики.
Читали такие произведения как «Что такое хорошо, и что такое плохо» «Три поросенка», «Кот, петух, лиса». Эти сказки использовали, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя дома, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Большое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми на прогулке. Отдаём предпочтение подвижным играм, которые способствуют тренировке носового дыхания, улучшению дыхания в целом. Также в группе используются обручи, мячи, скакалки, ленты.
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьёй строим на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводили работу с родителями: беседы групповые и индивидуальные. Совместно с родителями провели родительское собрание, на котором был поднят вопрос по ЗОЖ. Выставлялись для родителей папки – передвижки по теме "Профилактика энтеровирусных заболеваний ", предложено повторять с детьми дома правила по сохранению собственного здоровья. Также была проведено собрание на тему «Здоровье детей в наших руках» на котором была представлена презентация на эту же тему, была проведена деловая игра «Режим дня – первый шаг к здоровью», проведена совместная зарядка родителей с детьми под веселую музыку.
Совместно с родителями просматривали видеоролик на тему привода в детский сад заболевшего ребенка.
Родителям было предложены создать проекты на тему «Здоровый образ жизни», создание фотоплакатов «Правильное питание», также дети совместно с родителями на открытом занятии «Аромат здоровья» вспомнили о лекарственных травах их применении и изготовили «Ароматное саше». Родители бы ли ознакомлены с Консультациями «Укрепление и сохранение здоровья дошкольника», «Расти малыш здоровым», были розданы памятки «Десять советов родителям», проведено анкетирование «соблюдение режима дня дома»
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.
Воспитатель: Матвиенко Л. Ю.