Татьяна Воронкова
Патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Не случайно именно сейчас в сложный период жизни нашего Отечества мы педагоги стали искать возможности для плодотворной работы по патриотическому воспитанию, обращаясь именно к традиционному отечественному наследию.
Хочу рассказать о проведении нашей работы по этой теме в старшей группе.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Рассматривая тему «Семья», мы начали работу с родителей. Рекомендовали им рассказать детям о близких людях, т. е. о родне. Показать детям семейные реликвии (альбомы, письма и другие «ценные» вещи, которые остались от родственников).
Мы же каждое утро вели беседы, что нового узнали дети о своей родне, где живут, чем занимаются. Рассматривали картинки, иллюстрации изображающие членов семьи. Читали стихотворение Я. Акима «Моя родня». Обсуждали отрывок из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения». Разучили пословицы о семье.
Рассматривали фотографии, которые дети приносили из семейного фотоальбома, по которым рассказывали о своей семье, родне. Провели конкурс рисунков на тему: «Моя семья».
Семья одного из воспитанников, а именно, его бабушка – Любовь Ивановна пригласила детей нашей группы к себе в гости, в свой дом. Путь был не близкий, шли с детьми через осенний парк. Потрудились, собирая букет из осенних листьев для бабушки.
Любовь Ивановна показала детям дом и домашнее хозяйство. Угостила детей яблоками, показала огромные тыквы и красивые цветы, которые выросли у них в огороде. Провожая детей, Любовь Ивановна нарвала красивый букет астр для сотрудников детского сада и для украшения группы.
В детском саду дети рисовали и лепили животных, которых видели у бабушки. Играли в игру «Моя семья».
Рассматривая следующие этапы работы по схеме – Детский сад, родная улица, наш посёлок мы просто усложняли, расширяли представления детей о работе сотрудников детского сада, знакомили с профессиями. Играли в сюжетно-ролевую игру «Детский сад». Рассказывали о том, что все сотрудники детского сада заботятся о детях, а дети должны помогать взрослым. С уважением относиться к их труду, помогать в группе воспитателю и няне, а также помогать детям младших групп. На практике же, помогали малышам в оформлении группы к Новому году – делали фонарики, гирлянды из цветной бумаги. Трудились, расчищая дорожки от снега, помогая нашему дворнику.
Рассматривая следующую тему: «Наш родной посёлок» рекомендовали родителям прогулки с детьми по посёлку, с целью знакомства с достопримечательностями. На занятиях рассказывали детям об истории возникновения посёлка, почему он так называется. Рассматривали фотоальбом с изображениями достопримечательностей родного посёлка. Играли в дидактическую игру «Знаешь ли ты свой посёлок». Дети придумывали рассказы о том, что мы можем сделать, чтобы наш посёлок стал краше. На занятии по конструированию дети строили новые улицы и здания, которые дети построят, когда вырастут. Играли в сюжетно-ролевую игру «Мы строители посёлка», «Путешествие на автобусе по посёлку». Организовывали совместно с родителями экскурсию в краеведческий музей района, где дети многое узнали о нашем районе и его гиганте строительной промышленности «Мордовцемент», людях, которые его строили. Вся эта работа воспитывает в детях чувство гордости за наш район, народ, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны.
Дальше по схеме тема: «Страна – Родина». На занятиях знакомили детей с историей России. Рассказывали, как возникла Россия, о наших предках – восточных славян. Рассматривали иллюстрации с изображениями древнерусских князей. Познакомили детей с символикой страны. Много рассматривали иллюстраций и картин с изображением природы России. Совместно с родителями провели конкурс на тему: «Моя Родина». Учили с детьми стихи, пословицы, поговорки о Родине. Знакомили детей с защитниками Отечества. Дети приносили фотографии своих дедов, которые защищали Родину, рассказывали о них. Многие дети приносили армейские фотоальбомы отцов, где мы узнали в каких родах войск, служили их папы. Организовывали фотовыставку на тему: «Защитники Отечества». Провели совместно с родителями досуг «День Защитника Отечества». Знакомим детей с православной культурой и традициями русского народа. Помещаем в родительский уголок информацию о православных праздниках и традициях, которые возникли очень – очень давно и сохранились до наших дней. Провели совместно с родителями праздник «Пасхи».
В подготовительной к школе группе мы работали также по перспективному плану данной группы и по выбранной нами схеме. Только усложнялись задачи.
Так, в разделе «Семья» мы знакомили детей с понятием «родословное древо», которое составляли родители вместе с детьми. Беседовали с детьми о старинных именах, о значении своего имени. Составляли рассказ на тему: «как я забочусь о своей бабушке. Повторяли знакомые и заучивали новые пословицы и поговорки о семье.
Работая над темами «Детский сад», «Родная улица», «Наш посёлок» закрепляли представления детей о сотрудниках детского сада. Особое внимание уделялось значимости труда взрослых, взаимосвязи людей разных профессий (повар, няни, прачка и т. п.) – все они заботятся о детях. Воспитывали чувство уважения к их труду. Чем же мы можем помочь им (мыть чисто руки и не пачкать полотенце и т. п.).
Водили детей на экскурсии по посё лку: в храм, в ледовый дворец, на стадион, в спортивный комплекс, на улицы Ленина, Суродеева (рассказали, почему эти улицы так названы, Сергея Давыдова (рассказали о погибшем воине-интернационалисте). Рассматривали альбом, каким был наш посёлок раньше; беседовали о том, какой он сейчас; каким его видят дети в будущем ( составляли рассказы на тему: «Наш посёлок в будущем»; на занятии по конструированию строили новые дома в нашем посёлке, что мы можем сами сделать, чтобы наш посёлок был чистым и красивым.
Далее по схеме тема «Страна – Родина». Здесь мы продолжали знакомить детей с природой, культурой России и традициями русского народа. Знакомили с великими людьми России (писатели, художники, святые – Георгий Победоносец, Александр Невский и т. п.).
У всякого дерева глубоко в земле есть крепкие корни – это его история. Поэтому и знакомили детей с историей России (дети знают о Петре 1, о царской семье Романовых). Провели викторину «По Руси великой».
Не забывали и о своей малой Родине – Мордовии. Расширяли представления детей о том, как жили наши предки – мордва; знакомили с мордовским орнаментом, символикой, с достопримечательностями нашей столицы – г. Саранска; с мордовскими писателями (П. Машканцев, С. Люлякина, Я. Пинясов); с творчеством художника Ф. В. Сычкова, скульптора С. Д. Эрзя; с народным промыслом с. Подлесная Тавла.
Большую работу провели к Дню Победы. Читали художественную литературу, заучивали стихи (М. Исаковский «На век запомни», Е Благинина «Шинель», А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка», Л. Кассиль «Твои защитники», С Баруздин «Шёл по улице солдат», С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом» и др.). Слушали песни времё н ВОВ: «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова, «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ашанина).
Знакомили с героями ВОВ (З. Космодемьянская, А. Матросов, В. Талалихин, М. Девятаев и др.)
Беседовали об орденах и медалях ВОВ, о городах – героях с рассматриванием открыток, иллюстраций, слайдов. Провели викторину «День Победы». Родители выпустили праздничную газету на уличный стенд. Отдали дань памяти павшим воинам- интернационалистам.
Перед Днём Конституции (в декабре) беседовали о правах и обязанностях, дали представления о том, что родители обязаны воспитывать своих детей, а дети в свою очередь должны слушаться своих родителей. Надеемся, что пословицы: «Добрые детки – дому венец, а плохие дети – дому конец», «Жить – Родине служить» у наших детей останутся в памяти на всю жизнь.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьёй. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», ненависть к врагу, «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, в их честь воздвигнуты памятники. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. Зачастую, к сожалению, преданность к своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже предательством. Поэтому важно, чтобы дети, как можно раньше увидели «гражданское лицо своей семьи». (Знают ли, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков) Показать через малое – большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств и гражданского становления дошкольников.
Вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьёзной, вдумчивой работы. Так же как для человека естественно желание гордиться своими родителями, естественно и желание гордиться народом, к которому он принадлежит. Знакомство с биографиями великих людей России даёт детям благородные примеры жизненного пути и основание для гордости причастностью к истории и культуре действительно великого народа. Это особенно важно, поскольку критика жизни в нашей стране традиционно звучит громче, чем признание её достижений. Однако воспитание здорового патриотизма на основе критики невозможно. Если мы хотим, чтобы дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. А для этого ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники.
Подводя итог можно сказать следующее: вся проведённая нами работа дала хорошие результаты. У детей сформированы представления о своей семье, родном посёлке, родной стране, о великих людях России, общественных и православных праздниках. А самое главное – в детях заложены основы патриотических чувств (любовь к своим близким, своему посёлку, республике, Родине, природе родного края; чувство доброты, сочувствия и милосердия).