Ольга Евстифеева
Из опыта работы «Патриотическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время предлагается много путей и способов воспитания у детей чувства любви к своей Родине, предлагаем опыт работы по углублению и расширению детской компетентности, о культуре и истории народов Южного Урала.
В начале учебного года, был проведен мониторинг по выявлению знаний детей о культуре и истории народов Южного Урала.
Уровень знаний детей на начала года, выявили при помощи критериев. Показатели в осведомленности:
- не умение детей ориентироваться в разнообразии знаний фольклора народов населяющих Южный Урал;
Публикация «Из опыта работы „Патриотическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
- не достаточные знания о традициях и обрядах народов Южного Урала;
- дети знают разные виды народных игр в основном русского народа, игры других народностей Южного Урала (татарские, башкирские и др.) мало знакомы детям;
-дети мало знакомы с играми, которые предки использовали в определен-ное время года в связи с народными праздниками;
-недостаточные знания об игрушках, которые использовали дети в далеком прошлом на Южном Урале.
-дети имеют обобщенные представления об особенностях жилища русского народа
— зависимость пространственной организации жилища от климатических условий;
— название и назначение основных частей избы;
-знания детей о башкирском жилище недостаточные.
Показатели в сознательности:
-дети не осознавали о разнообразие народов на Южном Урале, значение слов «род», «родня», «родословная», «родственники», не знание детей назначение и название предметов народного быта;
-дети не могут отличить фольклорные произведения от авторских про-изведений;
-не сознают специфику отдельных видов произведений народного искусства, народной росписи;
-дети осознают, что знание народных игр, умение в них играть делает жизнь детей более интересной, они проявляют эмоционально-активное отношение к играм.
Показатели в действенности:
-мало интересуются вопросами о событиях, фактах, явлениях истории и культуры народов Южного Урала;
-дети проявляют интерес к народным праздникам Южного Урала, активно в них участвует, но применить полученные знания о народных традициях народном этикете в поведенческой деятельности самостоятельно дети не могут;
-отражают интерес к народной культуре в продуктивной деятельности Дети не проявляют инициативу при использовании разнообразных средств народной культуры;
-большинство детей проявляет устойчивый интерес к фольклорным произведениям разных жанров. Но не готовы к исполнению фольклорных произведений в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, если этого требует сюжет;
-не стремятся использовать в процессе собственной декоративной деятельности известные элементы, мотивы уральской росписи, башкирского орнамента, а также отдельные приемы росписи («оживки», «подмалевок», «растяжка») из-за недостаточных знаний.
Показатели в умелости:
- дети на начало года не способны выделять и применять в своей деятельности культурно-исторические традиции народов Южного Урала, знания о народных календарях и календарных традициях в современной действительности;
-не умеют самостоятельно играть в разнообразные народные игры, ор-ганизовывать увеселения, забавы, развлечения, видеть сходства и различия в культуре народов Южного Урала;
- не достаточно владеют средствами выразительного исполнения фольклорных произведений в повседневной жизни.
Исходя из результатов мониторинга работа с детьми строилась в соответствии с решением следующих задач:
- знакомство с историей, жизнью, бытом народов Южного Урала, их взаимоотношениями в быту, семье, труде, особенностями отношений к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностями изобразительного искусства народов Южного Урала;
- расширение и углубление детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;
- формирование эмоционально – положительного отношения к этнокультурному наследию региона;
- развитие умения творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Работа проводилась в трех направлениях:
1. Работа с детьми
2. Организация предметно-развивающей среды.
3. Работа с родителями.
Основные компоненты: осведомленность, сознательность, действенность, умелость.
Методы:
а) методы, формирующие этнокультурное сознание (беседы, рассматривание оригинальных предметов быта: костюмы, посуда, украшения, иллюстраций, фотографии, слайдов; просмотр и прослушивание аудио - и видеозаписей с национальной музыкой, танцами;
б) игровые методы.
Первое знакомство детей с искусством слова мы начали в средней группе с фольклорных произведений - колыбельных, а затем и других форм устного народного творчества. (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы, докучные сказки и т. д.). Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. В процессе работы мы составили картотеку по устному народному творчеству народов Южного Урала.
В старшей группе продолжили работу по ознакомлению детей с культурой и с историей Южного Урала.
В непосредственной образовательной деятельности в области познания
-«Моя семья», конструирование -«Мой дом».
Формирование у детей представлений, понятий, суждений о национальной культуре, воспитание эмоционально - ценностного отношения осуществлялось не только на занятиях познавательного цикла, но и находило свое отражение в художественно - творческой и продуктивной деятельности детей.
В области художественное творчество: рисование -«Серебряное копытце», знакомство с уральской росписью, татарской: «Узоры на доске», «Цветы», «Прялка», «Куклы в национальном костюме», «Моя деревня» : аппликация- «Юрта», «Русская изба», лепка- «Юрта» .
В области коммуникация –продолжили знакомство детей с народным фольклором, с писателями Урала, со сказками Бажова, закличками, пословицами, прибаутками, легендам народов Южного Урала.
Реализуя годовую задачу, мы широко использовали народные игры народов Южного Урала. («Земля, вода, огонь, воздух»(тат., «Ласточка» (тат., «Татарский плетень» и т. д. Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность гармонизации.
Было проведено развлечение «Праздник народных игр» с целью развитие интереса к русским народным играм, эмоциональной отзывчивости.
в) методы действенно - практического стимулирования: «Путешествие по карте», «Путешествие в историю края, жизни народа, вещей, семьи, языка»; метод моделирования «Труд человека на Южном Урале», «Жилища народов Южного Урала» и др.).
Участие детей в народных праздниках.
Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:
• Рождество. В НОД мы разучивали с детьми рождественские колядки, устраивали для них представления и рассказывали им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовили рождественские подарки.
• Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами,пением закличек,угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.
• Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов и чаепитием.
• Праздник пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.
• Знакомили детей с татаро-башкирским праздником «Сабантуй».
Большое внимание мы уделили созданию развивающей среды.
В группе мы создали музей «Русской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность.
Так же организовали «Уголок творчества» куда поместили дидактические игры: «Народные узоры», «Веселые узоры», «Собери коврик», «Веселая ярмарка», «Разрезные картинки», «Волшебный завиток». Детям предлагаются карандаши, бумага, краски и т. д. раскраски (народные узоры, костюмы, предметы быта, животные и тд.) для свободного творчества.
Создан уголок патриотического воспитания, куда входит не только символика страны, области, родного города, но и народные костюмы народов Южного Урала, жилища русского народа.
Нами был подготовлен наглядный дидактический материал по народному творчеству: образцы предметов быта, элементы народных узоров, костюмов, шаблоны юрты, избы, тюбетейки, ичигов (сапог) и т. д.
Работа с родителями ведется через методические рекомендации, консультации, беседы: «Фольклор как средство воспитание», «Воспитание детей на идеях народной педагогике» и т. д. Так же были организованны выставки детских работ и работ выполненных совместно с родителями в домашних условиях.
Таким образом, наша углубленная, комплексная, систематизированная работа по углублению и расширению детской компетентности, о культуре и истории народов Южного Урала, имеет положительные результаты:
• у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;
• обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;
• сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
• формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
• развиты коммуникативные навыки: уважительное отношениек взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;
• развита эмоционально-волевая сфера;
• расширились знания у детей об этнокультурном наследии региона.
Таким образом, включение национально-регионального компонента в содержание образования дошкольников, наряду с патриотическим воспитанием, позволило решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания.