Венера Блашенцева
Воспитание у дошкольников любви к Родине (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Публикация «Воспитание у дошкольников любви к Родине (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.
Обращение к отечеству наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды верования, историю своих предков, их культуру.
Наш современник, академик Д. С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая «духовную оседлость», т. к. без корней родной местности в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач, дошкольного образовательного учреждения, включающая в себе воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с Родиной (с родным городом и своей страной).
Знакомство дошкольников с Родиной – процесс длительный и сложный. Чувство любви к Родине не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Положительного результата можно достичь только длительной, систематической и целенаправленной работой и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий. На занятие выносятся только сложные, требующие объяснения, толкования.
Мы используем в своей работе пособие : Н. В. Алешина. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. - М. :УЦ «Перспектива», 2008г. – 248с. Это пособие – попытка систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу и к своей стране у детей дошкольного возраста, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста : нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Пособие представляет собой не только конспекты занятий, но и подробную работу вне занятий, включающую различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность и др.
Особое место в пособии отводится произведениям детской художественной литературы, приводятся тесты рекомендуемых для чтения произведений, т. к. воспитатели не всегда могут их найти, чтобы прочитать детям.
Вся работа по воспитанию в детях дошкольного возраста чувства любви к родному городу и родной стране распределена в пособии понедельно. Каждую неделю предлагаются различные формы работы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевая прогулка, беседа, дидактические игры, чтение художественной литературы и др. Один день в неделю проводится работа по знакомству с родным городом и один день в неделю – по знакомству с родной страной.
Занятия проводятся один – два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.
Некоторые темы проводятся в каждой группе, но с определенным усложнением. Это, например, занятия посвященные таким темам как «День защитника Отечества», «12 апреля – День космонавтики», «9 Мая – День Победы».
Каждое занятие проводится с использованием наглядного материала. Воспитатель подбирает его, исходя из тех возможностей, которыми он обладает, что-то заменяет, добавляет что-то свое.
Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запоминали их все сразу. Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый ребенок это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.
При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страной, воспитателю приходится много им рассказывать. От того, как он это сделает, зависит, воспримет ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще.
Необходимо помнить следующее:
* По ходу рассказа обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
*Включать в рассказ вопросы к детям. Это активирует познавательную деятельность, внимание, вызывает интерес детей, учит их предполагать, рассуждать. Поэтому рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
*Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, т. к. в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять такие выражения: «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т. д. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (1941год, 1945год, 12апреля 1961года, тд)
*Язык рассказа должен быть очень простым. Незнакомые детям слова, например, «князь», «полководец», и пр. следует объяснить их значение.
*При знакомстве детей с достопримечательностями родного города, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.
В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, т. к. узнать и полюбить город по иллюстрациям не возможно. Дети должны, прежде всего, знать, тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Следует помнить, что на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых людей.
Информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях желание нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзья то, что он узнал; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т. д.
Данное пособие может быть использовано в разных вариативных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города (поселка).
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» - эти слова К. Д. Ушинского в полной мере относятся к воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.