Ольга Вашукевич
Опыт работы по теме «Здоровьесберегающие технологии с младшими школьниками с нарушениями зрения»
I. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя логопеда- дефектолога с младшими школьниками с нарушениями зрения»
Публикация «Опыт работы по теме „Здоровьесберегающие технологии с младшими школьниками с нарушениями зрения“» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Темочки
В МБОУ «ОСОШ №1» я работаю три года учителем логопедом, учителем-дефектологом. В нашей школе обучаются дети с разными видами нарушений. Я представляю Вам здоровьесберегающие технологии, используемые в работе логопеда- дефектолога с младшими школьниками с нарушениями зрения. У нас в начальном звене обучается 5 детей с нарушением зрения. Ребята посещают логопедические занятия направленные на исправление звукопроизношения и на коррекцию письменной речи.
II. «Особенности речевого развития у младших школьников с нарушением зрения»
К этой категории детей относятся: слепые дети (незрячие, слабовидящие, дети с с амблиопией и косоглазием.
Особенности речевого развития у детей с нарушением зрения» :
Нарушение речи у детей с ослабленным зрением, как и у детей с другими
аномалиями, является вторичным отклонением. Дефект зрения оказывает влияние на накопление словаря, формирование лексико-грамматической стороны речи. Для таких детей характерно явление вербализма (это нарушения понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета).
Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла
слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.
Устная речь детей с нарушением зрения часто бывает сбивчива,
отрывочна и непоследовательна.
У младших школьников серьезно страдает и письменная речь. Отмечается
снижение скорости восприятия букв, буквосочетаний. Замедленность, фрагментарность, нечёткость, искажение восприятия наблюдаются при чтении и письме. Выявлено отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Наблюдается искажение элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах, строках, пропуски изобразительных элементов, «зеркальное» письмо.
Также отмечаются трудности, связанные с недостаточным развитием
фонематического слуха и неумением проводить звуковой анализ структуры слова.
У детей с нарушениями зрения, помимо нарушения речи, в силу их дефекта нарушены также :
Внимание. Учащимся трудно длительно заниматься одним делом, они часто отвлекаются.
Память. Полученная с помощью неполноценного зрения информация слабо закрепляется в памяти.
Мышление. У детей с нарушениями зрения отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов.
III. «Приоритетные направления деятельности и задачи работы»
Приоритетным направлением деятельности педагогов является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия. Это – обязательное условие, каркас, на котором устойчиво держится плодотворная идея возвращения слабовидящих детей в среду здоровых сверстников.
Система работы реализовывает следующие задачи:
1. Организация успешного, многопланового сотрудничества всех звеньев коррекционного процесса.
2. Коррекция речи ребенка на базе параллельной работы по развитию основополагающих функциональных областей:
- общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие графических навыков;
- развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
IV. «Здоровьесберегающие технологии, используемые при обучении»
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс специального коррекционного образовательного учреждения.
В своей работе я учитываю возраст мл. школьников, специфические трудности усвоения знаний, работоспособность, утомляемость, потенциальные возможности компенсаторного развития и формирования личности в целом, а самое главное зрительный дефект.
При проведении занятий особое внимание обращаю на зрительные
возможности ребенка и предъявляю дидактический материал необходимой величины и цветовой гаммы. Демонстрационный наглядный материал должен располагаться на уровне глаз детей и на доступном расстоянии. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью!
Дидактические игры адаптирую: наношу чёткий контур на карточки (с помощью черной самоклеющейся бумаги или черного фломастера)
Использую фон, улучшающий зрительное восприятие при демонстрации объектов. Наиболее благоприятен показ предмета на черном, либо белом фоне (соблюдение контрастности). Так же можно использовать фон:
зеленого цвета (который оказывает успокаивающее действие на организм);
желтого цвета (тонизирующий цвет, наименее утомляющий, стимулирует зрение и интеллектуальные способности, вызывает радостное настроение, помогает сконцентрировать внимание);
оранжевого цвета (стимулирующий, улучшает настроение);
красного цвета (возбуждающий, активный. Использую красный фон, когда необходимо запомнить информацию).
Необходимо чередовать письменные упражнения с устными формами деятельности, давая, таким образом, отдых глазам.
Чтобы избежать утомления детей на занятиях, повысить их работоспособность, необходимо предусмотреть чередование видов деятельности, смену динамических поз.
V. Обязательным компонентом коррекционной работы является зрительная гимнастика.
Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения является нормой и правилом жизнедеятельности.
В своей работе использую различные варианты гимнастики для глаз:
- со стихами;
- с опорой на схему;
- с сигнальными метками;
- с настенными тренажерами.
Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т. п. ; необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы.
Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:
- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
- укрепляет мышцы век;
- снимает переутомление зрительного аппарата;
- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;
- корректирует функциональные дефекты зрения.
Считаю очень важно приучать детей заботиться о своем зрении и в повседневной жизни.
VI. Артикуляционная гимнастика.
В работе над звукопроизношением использую артикуляционную гимнастику - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
VII. Дыхательная гимнастика.
Обязательно применяю в своей работе дыхательную гимнастику. Формирование правильного речевого дыхания особенно важно при коррекции звукопроизношения. Использую упражнения без игровых приемов и с игровыми приемами («Футбол», «Снегопад», «Кораблик», «Ветряная мельница» и другие)
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также всем выздоравливающим.
VIII. Мимические упражнения.
На первых занятиях предлагаю детям выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. Затем предлагаю упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние – печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг и т. д. Для поддержания интереса к такого рода заданиям использую наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц людей в различных эмоциональных состояниях.
IX. Обязательной частью в структуре логопедических занятий с детьми
с нарушениями зрения являются физминутки и пальчиковые игры, которые направлены на совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве.
X. Так же использую кинезиологические упражнения.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологическая коррекция может служить средством профилактики и преодоления нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того,
Кинезиологические упражнения способствуют:
- улучшению почерка, так как развивает мелкую моторику рук,
- позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления,
- повышают работоспособность, снижают утомляемость,
- активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.
С детьми использую упражнения: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Ухо-нос", зеркальное рисование.
-Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
-«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- «Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)
XI. Во время логопед. занятий использую Су – Джок терапию.
Су - Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей рук и стоп. На занятиях дети выполяют самомассаж активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи).
XII. Релаксация.
Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, на занятиях провожу упражнения на релаксацию, можно использовать спокойную музыку. Умение расслабляться помогает детям снять возбуждение и сконцентрировать внимание.
XIII. Смехотерапия.
Одним из важных здоровьесберегающих методов, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на занятии. Здоровый юмор в нашей жизни так же нужен, как воздух, солнце и вода. Поэтому на своих занятиях часто использую эмоциональную разрядку. Это может быть чистоговорка, шуточное высказывание или смешное четверостишие.
Вывод:
Применяемые упражнения, помимо коррекционных задач, способствуют пробуждению интереса к занятиям, повышают настроение детей, способствуют развитию внимания, памяти, усидчивости. Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс обучения не нанесет ущерба его здоровью.